СПИЦЫНА Людмила Ивановна
Людмила Ивановна Спицына — учитель начальных классов и
учитель географии, отработавшая в 163-й школе 41 год.
Из воспоминаний Л.И Спицыной
Я впервые вошла в 163-ю женскую школу в августе 1947 года.
Мне было всего 19 лет, но пережита тяжелая жизнь. Позади страшная война,
суровые дни блокады, потеря родителей и близких, эвакуация по
Ладожскому озеру, «Дороге жизни», и возвращение
в родной город.
16-я школа стала для меня родным домом. Это были тяжелын послевоенные годы,
горе коснулось каждого, разруха, бедность, полуголодная жизнь, карточная система,
мимзерная заработная плата, но об этом никогда не возникала речь. О деньгах
говорить было просто не принято. Все были довольны жизнью, счастливы,
все себя отдавали работе, детям, так же обездоленным войной.
Коллектив школы отличали благородство души, итлеллигентность, чуткое,
внимательное отношение друг к другу и детям, необыкновенная доброта.
Исключительно добросовестное отношение к работе, вся жизнь проходила в школе.
Школа была большая, работала в две смены, классы большие, до 50 человек.
Оборудована плохо, трудностей много.
Группы продлённого дня не было, а каждый учитель оставался с детьми в классе,
занимался дополнительно, ни одна двойка не оставалась без внимания,
проводилась индивидуальная работа. Учителя находились в школе допоздна,
«урокодателей» не было.
Вечерами готовили с детьми праздники, сборы, вели кружки,
водили детей в кино, музеи.
Очень часто ходили к детям домой, интересовались их жизнью, в то время у всех очень тяжелой,
беседовали с матерями, так как отцов, в основном не было, погибли.
В школе учились и дети из детских домов. Родители с большим уважением
относились к учителям.
К сожалению, тогда материальной помощи детям не оказывалось,
бесплатного питания не давали. Дети ходили в школу в чём придётся,
формы не было, даже порой пропускали занятия из-за того, что нечего было
одеть или обуть, или приходилось сидеть дома с младшими.
Больничных листов тогда по уходу [за больным ребёнком] не давали.
Вот учителя им ходили, выясняя причины, занимались и на дому.
В отпусках мы тоже не отдыхали, а работали всё лето в пионерских лагерях,
зарплаты не получали, так как всю её высчитывали за питание.
Очень торжественно отмечались все праздники, пионерские сборы, к которым
долго и тщательно готовился каждый класс. Дети с интересом отзывались на все мероприятия,
телевизоров не было.
Учителя также отмечали все праздники всем коллективом, очень дружно,
вместе с нянечками и другими работниками школы. Была хорошая самодеятельность,
ставили спектакли, был хор учителей, выпускали интересные стенгазеты.
Вместе ходили в кино, театр, проводилось обсуждение просмотренного.
Очень тепло относились друг к другу, как родные.
Директором школы была Урываева Нина Тимофеевна, завуч Астраханцева Мария Андреевна,
пионервожатая Шульгина Ольга Ивановна (Леночка, так любовно звали её дети и учителя) —
вот и вся администрация.
Учителя — очень культурные, интеллигентные люди довоенной поры,
которые не только давали хорошие прочные знания, а и вкладывали свою душу
в воспитание детей. Это Туссина Елена Константиновна,
Зацкая Глафира Петровна, Зайцева Раиса Ивановна, Воейкова Александра Владимировна,
Герасимова Татьяна Михайловна, Баркаева Екатерина Ивановна и многие другие.
Муретова Лидия Дмитриевна — благороднейшая и добрейшая учительница пения,
всегда в окружении детей, до позднего вечера разучивала с ними песни, готовила
праздники. Лидия Дмитриевна работала ещё в Мариинском институте,
приносила фотографии, много рассказывала о прошлом школы.
Здесь были учебные классы, спальни, наверху — церковь,
в подвале была прачечная, в пристройке стояла лошадь Волчок, был конюх.
А весь сад (теперь — школный стадион) утопал в зелени:
разнообразные породы деревьев, аллеи сирени, жасмина, на аллеях гуляли,
играли в крокет, зимой была горка.
Я уже аллей не застала, но
деревьев было очень много, а посередине находился пришкольный опытный участок.
Здесь работали дети под руководством биологов Мурашовой Анны Григорьевны
и Дебельской Лидии Николаевны. А в войну здесь были огороды,
а в школе размещался госпиталь. Директором интерната была Власова Надежда Павловна,
которая проработала в школе 55 лет, прекрасной души человек.
Можно много хорошего рассказать о каждом учителе, все работали с душой,
чётко и самоотверженно. Школа ведь была в числе лучших.
Прошёл 41 год моей работы в 163-й школе. Работала учителем начальных классов,
географом, в последние годы — в группе продлённого дня.
Многое изменилось за это время отучились уже дети моих первых учеников,
классы превратились в хорошо оборудованные кабинеты, пришли в школу молодые талантливые учителя,
хочется пожелать им больших успехов и продолжать традиции школы.
|