ПЕТЕЛИН Иннокентий Федорович |
|
Иннокентий Федорович Петелин вел предмет, который в школьном расписании значится лаконичным словом «физо».
К счастью для нашей школы, для ее питомцев, любовь к
физической подготовке умело и настойчиво прививал нам педагог, увлеченный своим делом.
Уроки Иннокентия Федоровича, проходившие в большом физкультурном зале, были насыщены разнообразными
физическими нагрузками, упражнениями и играми.
В зимнее время нередко занятия проводились в школьном саду, где мы учились правильно ходить на лыжах и катались с горки.
При смене упражнений, в минуты отдыха, сидя на скамейках, мы слушали наставления нашего учителя.
Он говорил нам: «Физическая культура — часть общей культуры, и потому отношение к ней
должно быть уважительным и серьезным. Возьмите наших соседей — финнов и скандинавов, пристрастие
к спорту входит в их национальный характер. Уже в дошкольном возрасте они учат детей ходить
на лыжах, бегать на коньках. Поэтому, как правило, их дети закалены, ничем не болеют.»
На классных родительских собраниях Петелин сообщал родителям, что для нормального развития детского
организма необходимо ежедневно до 2-2,5 часов активных занятий.
Гимнастика до уроков дает 10% необходимого минимума двигательной активности,
физкультминутки на уроках 3-5 % процентов, подвижная перемена, если она проводится, 20-25%.
Оставшиеся 60% необходимо восполнить занятиями дома.
Свой труд в стенах школы Иннокентий Федорович не ограничивал программными уроками.
Им были созданы футбольный, волейбольный и гимнастический кружки.
«Как бы не были интересны кружковые занятия,
без соревнований нет спорта, — заявлял наш учитель. — Они учат смотреть на себя со стороны,
сравнивать себя со сверстниками, пробуждают стремление быть в числе первых».
Не в последнюю очередь благодаря усилиям и подвижничеству Иннокентия Федоровича из стен 12-й
средней школы вышли увлекавшиеся в юности спортом Герои Советского Союза
Михаил Теодорович,
Виктор Полинский, спортивный обозреватель
Виктор Набутов. Проходят годы, уже поседели многие воспитанники Иннокентия Федоровича, но они до сих пор сохраняют самые теплые воспоминания о своем учителе, рассказывают о его полезных советах и наставлениях своим сыновьям и внукам.
А.П. ВЕСЕЛОВ,
доктор исторических наук,
выпускник 1939 года
Я училась в хорошей школе у хороших учителей.
Идёшь по довольно мрачному коридору и в конце его попадаешь
в самое светлое и высокое помещение школы — спортзал.
Днём через большие окна много света попадает в зал, а по вечерам он долго остается освещённым.
Хозяином этого дворца долгие годы был Иннокентий Фёдорович Петелин.
Стройный, подтянутый, улыбчивый, он очень долго выглядел молодым.
Я очень любила уроки Иннокентия Фёдоровича. Уже утром, просыпаясь, радовалась
предстоящей возможности вволю подвигаться. На его уроках было интересно и
разнообразно: самые разнообразные снаряды, упражнения, и в заключении —
спортивные игры.
Любовь к волейболу я пронесла через всю жизнь. После окончания школы
я играла в университетской волейбольной команде. Да и потом стук мяча
ещё долго радовал меня.
Как не вспомнить школу и Иннокентия Фёдоровича! Ведь рядом был Таврический сад,
а в нём большой каток, который мы охотно посещали самостоятельно.
А вот ходить на лыжах меня научила школа, в которой был такой преподаватель,
как Иннокентий Фёдорович.
Как сейчас перед глазами у меня Иннокентий Фёдорович, на его руках девочка с
поломанной ногой. Он несёт её легко. Человек должен обладать не только развитым умом,
но и здоровым, сильным телом. Уроки Иннокентия Фёдоровича
помогали этому. Спасибо ему!
Нина Владимировна БЕЛЯВСКАЯ,
выпускница 1938 года
школы № 12 (163) Смольнинского района
г. Ленинграда
Так сложилось, что по состоянию здоровья я навсегда была освобождена от занятий физкультурой.
Но во времена нашей молодости СПОРТ был всеобщим увлечением!
И в нашей семье мой старший брат был и «Ворошиловским всадником»,и легкоатлетом, и волейболистом;
отец увлекался шахматами и вместе с мамой они активно «болели» на волейбольных, а позже — на хоккейных встречах.
Поэтому мое «освобождение» меня тяготило. Не случайно, что у меня было самое теплое отношение к нашему любимому
Иннокентию Фёдоровичу Петелину, о котором, как заверял мой брат, знали в спортивных кругах Ленинграда
как об известном мастере!
Мы жили недалеко от Петелина, на расстоянии 3-х остановок автобуса от школы. И часто ходили или ездили в школу с ним
одновременно. Эти дороги запомнились беседами о многом.
Так он рассказал мне, что его сын вылечил больные легкие в
Средней Азии, где для лёгких благодатный климат. Он говорил о
спортивных встречах, о достижениях советских спортсменов на международных состязаниях, о литературе, о наших талантливых
ученых и артистах, об искусстве, о красоте северной природы и Ленинграда, словом,
обо всем, что ему было интересно и дорого.
И своим еще детским умом я понимала, какой высокой общей культурой обладает наш школьный преподаватель культуры физической.
И как красиво это сочетается!
Да, это был настоящий «петербургский интеллигент», что возродить мы сейчас так бесплодно мечтаем!
Однажды, уже после войны, я видела, как на Литейном от остановки отошел переполненный
пассажирами трамвай. За ним бежала опоздавшая женщина. Она, видимо, бежала уже по инерции, не надеясь
попасть в вагон. Вдруг с нижней ступени площадки наклонилась мужская фигура и каким-то легким, даже изящным
движением руки подхватил и поднял эту женщину на площадку. И тут я узнала —
конечно, Петелин!
Когда я училась в Академии на дипломном уже курсе, не менее
известный тренер по волейболу — Русанов, видя меня постоянно
среди болельщиков в зале, пригласил в секцию. Наверное, его обнадежили мой высокий рост и любовь к волейболу.
Я стала с увлечением тренироваться, наверстывая упущенное —
ведь, наконец, я дорвалась до любимого спорта!
Встретив на улице Иннокентия Федоровича, я, конечно похвасталась.
Он улыбнулся своей необыкновенно обаятельной улыбкой и сказал:
«А вот это напрасно: больное, нетренированное сердце может
подвести! Зачем искушать судьбу?»
И был, как всегда, прав. Хотя это я поняла значительно позже.
Наступило время нашему поколению подводить некоторые итоги и делать выводы.
У нас была хорошая школа.
У нас были первоклассные педагоги, вырастившие многих полезных Родине людей, да просто честных тружеников.
Ведь, оглядываясь на своих «однокашников», мы не знаем ни
одного отступника от человеческих норм и законов.
А это значит, что нас правильно воспитывали, передавая свою
доброту, свою любовь к избранному делу, свою высокую порядочность.
Спасибо школе!
Кира Константиновна ЛИТОВЧЕНКО,
выпускница 1941 года,
главный архитектор Ленпроекта
2 марта 1993 года.
|