МОСКОВСКИЙ Владимир Митрофанович |
|
Воспоминания о классном руководителе 1937-1941 гг.
учителе географии 163-й средней школы
Владимире Митрофановиче Московском
В 1937 году, когда умер мой отец, я начал учебный год в 7-м классе, где классным руководителем
был учитель географии Владимир Митрофанович Московский. Именно он тогда заменил мне отца.
Беспечное наше детство не сумело по достоинству оценить его дар воспитателя,
учителя, и сегодня с вершины своего возраста и жизненного опыта понимаю всю меру богатства,
которое мне дало общение с Владимиром Митрофановичем.
Он был всегда опрятен, подтянут, коротко подстрижен, имел спортивное
телосложение, прямую гордую осанку и внимательный строгий взгляд.
Наш Владимир Митрофанович обладал удивительным учительским даром, он обращался
одновременно и к разуму и к сердцу своих учеников. Добрый, умный Владимир Митрофанович
был нам настоящим другом и товарищем.
Его уроки географии продолжались и вне школы,
когда мы с ним совершали удивительные путешествия и делали свои первые «открытия».
Навсегда запомнились интересные многократные походы в Саблинские пещеры на реке Тосно.
Это был учитель, обладающий не только опытом и знаниями, но я талантом. Когда человек
талантлив, он способен на многое: Владимир Митрофанович был киномехаником, фотографом,
путешественником. Он способен был отбросить груз усталости, личные дела, и все свое
щедрое сердце отдавал нам, своим ученикам.
К великому сожалению, в первый год блокады он погиб в Ленинграде, а мы со школьной скамьи тоже ушли ан фронт,
где многие наши мальчики тоже погибли.
Но для нас он жив, пока жива память о нем у нас, оставшихся в живых.
Бывший ученик 10-2 класса 163-й средней школы
Смольнинского района,
ныне пенсионер, ветеран войны и труда,
КРУТЬКОВ Юрий Иванович,
выпускник 1941 года
Воспоминания Киры Конcтантиновны Литовченко
Был настоящим,
А не сводным сыном —
В великих штатах СССР.
|
С. Есенин
|
Дорогой Владимир Митрофанович! Как его можно забыть? Много мелких, на первый взгляд,
мимолётных воспоминаний, оставивших в душе ощущение встречи с редким по душевным качествам
педагогом.
С чего же начать?
По-моему, мы были в 8-м классе, когда пронёсся слух, что в школу пришёл новый завуч,
который будет ещё преподавать географию.
Новые преподаватели, заменяющие тех, к кому мы привыкли (с их плюсами и минусами),
всегда вызывают любопытство с некоторыми оттенками заведомой неприязни.
Новый завуч носил фамилию «географическую» — Московский.
Был он среднего роста, очки в тонкой оправе оседлали крупный, заострённый
к кончику нос, небольшие серые глаза, русые волосы гладко зачёсаны назад с заметными уже
залысинами на висках — память сохранила его облик так отчётливо,
как будто не прошли многие годы...
Возраст преподавателей мы тогда определяли весьма приблизительно.
Думаю, что было ему тогда между 35-ю и 40-а.
На первых же занятиях он увлёк нас живостью мысли, какой-то доброжелательностью в общении,
вера в которую нарастала по мере знакомства с новым завучем.
Это, пожалуй, объективные впечатления нашего класса о Владимире Митрофановиче:
умный и справедливый человек, хороший преподаватель.
Но чтобы представить лично моё отношение к нему, достаточно вспомнить выпускной вечер.
В те годы не было традиции делать педагогам подарки. Родители не изнемогали
от необходимых расходов на сувениры, не обязательны были и дорогие букеты
в начале и по окончании учебного года.
Но по велению сердца кое-кто из нас принёс скромные весенние букетики особенно
дорогим преподавателям на выпускной вечер — такой торжественный, волнующий и грустный.
Я принесла цветы Владимиру Митрофановичу.
Нет, это не было банальной влюблённостью школьницы в педагога. И если я с большой
благодарностью и уважением вспоминаю Елену Константиновну Туссину,
прекрасного учителя по литературе и воспитателя, то Владимир Митрофанович остался в памяти как
удивительно тонкий человек, оставивший свой добрый и тёплый след в наших душах.
Наверное, трудно теперь, по прошествии многих лет, описать те мелкие и неброские эпизоды,
где проявлялось его доброе внимание к нам, всегда вызванное пониманием индивидуального характера каждого из нас.
Мы не были для Владимира Митрофановича «коллективом», «массой» учащихся —
каждый из нас требовал своего, отдельного подхода. И он умел почувствовать эту
тропочку к характеру, вовремя поддержать и направить на доброе. Не помню случая, чтобы
он задел чьё-то самолюбие, чтобы кого-нибудь обидел резким словом. И это при полном
отсутствии «самолюбования», при исключительной природной скромности.
Вспоминаю два эпизода.
Незадолго до окончания школы я случайно на Суворовском проспекте встретила
Владимира Митрофановича в выходной день. Он остановил меня и сказал: «Кира,
я много думал о твоём выборе (я собиралась поступать в Академию художеств) и, знаешь, мне кажется,
что тебе больше подошла бы профессия художника кино. Во-первых, по твоему характеру нужно
более живое дело, в, во-вторых, за кино такое прекрасное и большое будущее!»
Я поблагодарила за добрый совет и, конечно, ходила в Институт киноинженеров.
Не вина Владимира Митрофановича, что в этом институте тогда не готовили
«художников кино», но то, что он «много думал» о
будущем каждого из нас — не подлежит сомнению.
Однажды еще в 9-м классе, мы нашалили — заперли двери нашего класса
изнутри, не пуская туда чужого педагога с оравой шумных, рослых шестиклассников.
Дело в том, что тогда в нашей школе была прекрасная традиция: лучшему по успеваемости и поведению
классу давали лучшее в школе классное помещение. И вот в 8-м классе мы получили
очень просторную комнату с единственным на все здание балконом. Сейчас это
помещение разделено и традиция забыта.
Всем 30 учащимся пришлось очень потрудиться, чтобы заслужить эту честь.
Елена Константиновна, наш воспитатель, тоже гордилась нашим «залом» и,
собрав нас, сказала, что мы должны и впредь так учится, чтобы сохранить этот класс за собой;
что мы должны его беречь, держать в полном порядке и не пускать в него случайные группы,
т.к. мы за него отвечаем.
Вот мы и не пустили.
Елены Константиновны в это время после уроков уже не было в школе. Мы оставались в классе часто — нам
хотелось его стены украсить рисунками, оформить фотомонтажём,
у задней стены стоял шкаф, куда мы собирали библиотеку из принесённых из дома книг.
Естественно, мы по-своему пресекли вторжение чужого преподавателя
с большой группой младшеклассников. Тем более, что он довольно грубо отверг наши объяснения.
Конечно, они победили — их было много, они взломали дверь, сдвинув нас с нашими
«баррикадами».
На следующий день по жалобе этого преподавателя нас вызвали к директору
на расправу.
Как-то так случилось, что двух девочек, бывших со мной накануне, не оказалось, и
перед директором —
Н.Т. Урываевой —построились провинившиеся: 6 мальчиков
и я.
Нас просто не стали слушать и отчитали, грозя «санкциями»! В это время открылась дверь
и в кабинет директора вошёл Московский.
Он оглядел нашу поникшую шеренгу и остановился против меня. «Но ты-то что делаешь в этой компании?
Не ожидал!» Я молчала. Владимир Митрофанович, обращаясь к директору,
медленно сказал: «Тут что-то не так: если в компании шалопаев, довольно обычной,
в первый раз стоит в общем-то серьёзная девочка, стоит молча — значит, уверена в их правоте —
надо ещё раз их выслушать.
Нас выслушали на этот раз не перебивая, и хотя мы говорили довольно сбивчиво,
а Н.А. Урываева старалась сохранить свою «позицию», нас поняли.
Обычно, когда приближалось лето, Владимир Митрофанович, получая «отпускные», шёл на
вокзал и покупал билеты в том направлении, где ещё не был, но куда, по географическим данным,
стоило съездить.
Как он рассказывал, пока у него не было семьи, он по прибытии устраивался на сельхозработы
в колхоз, так проводил отпуск, и возвращался на работу, полный физических сил и впечатлений.
Летом 1939 года он наметил для отдыха г. Липецк (на Украине). Ехал он туда
с женой и дочкой и, сагитированные им, туда же настроились ехать семья Риты Гайлис,
Муза Чирухина (мои одноклассницы) и мои родители.
Ехали мы в два приёма: сначала Московские, Гайлис и Чирухина, а через неделю — моя семья,
а за нами ещё одна дружеская семья.
Мы не доехали до Липецка. В Киеве мы сели вечером на поезд. Соседи по вагону, украинцы,
поинтересовались, что мы не видели в Липецке. Они так неблагоприятно его описали, каждый
стал расхваливать другие места по этой дороге.
Одним словом, в 4 ч. утра мы вышли на ст. Зарудницы и, увы! попали в очень красивые места, но
в бандитскую деревню с многозначительным названием «Баламутовка».
О пережитом там надо рассказывать отдельно.
А с Владимиром Митрофановичем отдыхала Муза Чирухина. Риты Гайлис уже нет. Нет и Владимира Митрофановича...
Мне рассказывали, что при артобстреле погибла его жена. Это сломило Владимира
Митрофановича, и он не пережил блокаду.
Прошли десятилетия, но я до сих пор вспоминаю с тёплым, благодарным чувством
этого незаурядного человека, доброго и чуткого педагога.
Кира Константиновна ЛИТОВЧЕНКО,
выпускница 163 (12) школы 1941 года,
главный архитектор Ленпроекта.
Воспоминания К.К. Литовченко |
|
|
|
|