ПЕТРОВА (Волкова) Наталья Николаевна
Из воспоминаний о школе
Послевоенная школа № 163. 1948 год.
Директор школы Урываева Нина Тимофеевна собрала частично довоенный коллектив школы
(Зацкая Глафира Петровна, Баркаева Екатерина Ивановна, Власова Надежда Павловна,
Инбарова Наталия Николаевна) и приняла новое поколение учителей:
Петровская (Полпелина) Екатерина Васильевна, Соловьева (Яговкина) Серафима Андреевна,
Царева (Калинина) Юлия Ивановна, Мартынова (Спицына) Людмила Ивановна,
Волкова (Петрова) Наталия Николаевна и др.
Школа — десятилетка. Классы полностью укомплектованы.
В начальной школе в одной параллели по 4-5 классов,
по 45-48 человек в каждом.
Обустраивалась школа трудно. В классах парты для учеников, стол и стул
для учителя классная доска, мел. Шкаф для пособий считался роскошью и был,
в основном, в предметных кабинетах (биология, физика, химия).
Все остальные уроки проводились в закреплённом за классом помещении.
Школа была женской (Была ли школьная форма?).
Каждое утро до начала уроков уборщица (нянечка), на каждом этаже своя,
разливала чернила. На каждой парте стояла фарфоровая чернильница (одна на двоих).
Писали деревянной ручкой (длиной с карандаш) с металлической оправкой внизу,
куда вставлялось перо, отсюда название ручки — вставочка...
Перья были разные — 86-ое, гусёк, рондо и др. Если перо засорилось,
протирали перочисткой, которую сами шили из круглых лоскутков ткани,
скрепляя их пуговицей.
Кляксы убирали с помощью промокательного листа (промокашки),
который был в каждой тетради.
Все помещения обставлены очень просто — в кабинетах директора, завуча,
в канцелярии — столы, шкафы.
Хорошая библиотека, методический кабинет, где хранились
учебные пособия, в основном, картины. Был отдельный класс пения.
В актовом зале проводились праздники: очередная годовщина Октябрьской революции,
Новогодняя ёлка, 1ое Мая.
Ребята активно участвовали в самодеятельности. Учителя много времени
уделяли воспитательной работе: организовывали экскурсии,
культпоходы в театры, с младшими школьниками — в ТЮЗ,
который тогда ещё был на Моховой.
Школа занимала часть здания: главный вход и три этажа.
I этаж: канцелярия, кабинеты директора, завуча, библиотека,
кабинет химии, пения, столовая, медицинский кабинет.
II этаж: кабинет физики, учительская, помещения старших классов,
кабинет биологии и живой уголок, актовый зал.
III этаж: начальные классы, физкультурные залы, которых было 2.
Подвальное помещение школы занимала типография.
Четвёртый этаж занимал газотопливный техникум,
вход с третьего этажа школы был закрыт наглухо.
Флигель с Кирочной улицы принадлежал районному методическому кабинету.
Здесь же располагалась педагогическая районная библиотека,
фильмотека.
Со двора, с Мариинского проезда, был вход в детский дом, который
занимал часть школьного здания на четвёртом этаже. С третьего этажа по
чёрной лестнице вход в районную спортшколу, III этаж.
Со двора был также вход в школьное общежитие, где жили
технические служащие и позднее некоторые учителя.
Звонок оповещал о начале и окончании уроков. Звонок подавали «нянечки»
с помощью колокольчика. Электрический звонок установили позднее,
в 1952-1953 году.
Во время перемены ребята мчались в пионерскую комнату, где
решали свои общественные проблемы: подготовка к пионерским сборам,
самодеятельность, просто игры. Пионерская комната меняла места,
сначала была на втором, затем на третьем этаже,
комната была всегда открыта.
В библиотеке тоже было много ребят. В перемену
все стремились занять место за столом (стол был огромный,
тот, что позднее стоял в учительской). Ольга Владимировна
Хенриксон, библиотекарь и учитель английского языка,
всем ребятам находила литературу по интересам.
ПЕТРОВА (Волкова) Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
Воспоминания Н.Н. Петровой |
|
|
|
|
|