БАРДОВСКИЙ Александр Александрович |
|
Александр Александрович пришел к нам в 1936-1937 учебном году. Памятен первый урок: открывается дверь,
и появляется уже немолодой человек в гимнастерке, но без знаков отличия. Походка стремительна,
жест отчетлив. Полувоенная форма и энергичная манера не отвлекли, однако, внимание от его лица,
характерность которого можно бы выразить одним словом — интеллигентность.
В этом и была сокровенная сущность этого человека, воспринявшего духовность русской культуры
«серебряного века».
Такое понимание пришло позднее, а тогда перед нами был преподаватель-словесник, который,
посверкивая пенсне, глуховатым голосом говорил о Пушкине, да так, что возникала иллюзия,
что сам поэт был его собеседником, а сейчас он рядом с нами и мы кровно связаны с ним.
Мы вступили в неведомый мир Пушкинской поэзии. на первом же уроке он сказал нам,
что не только Пушкин, а вернее — через Пушкина, ведомые его Музой,
мы повтречаемся с теми, кто ему предшествовал и вошел в пантеон мировой литературы.
Прозвучали имена Гомера и Данте, Шекспира и Байрона... Вставали в этом ряду и
те, кто явился наследниками и продолжателями Пушкина: Гоголь и Достоевский,
Тургенев и Лев Толстой, Лермонтов и Блок...Так разворачивалась программа
школьного преподавания литературы в те далёкие и трагические годы.
Этот учебный год проходил под знаком 100-летия со дня гибели великого поэта.
Многообразны и подчас неожиданны были приемы преподавания на уроках Александра
Александровича. Вот один из уроков — он в памяти неизгладим: в классе тишина,
как всегда стремительно входит Александр Александрович... Не взглянув на приветствующие
его вставанием класс, он вдруг в тоне удивления и восторга произносит: «Представьте,
бедный провинциальный актер (пауза, рука, стремительно взмывающая вверх) — и Шекспир!».
Так начинался урок, посвященный «Гамлету» и «Королю Лиру»...
Мы с замиранием сердца внимаем словам учителя... Он читал перед нами знаменитый монолог Гамлета,
читал проникновенно, с профессиональным умением подлинного мастера.
Александр Александрович щедро отдавал нам время и силы, приобщая нас к самостоятельной работе над
художественными текстами, к изучению памятников мировой классики.
На занятиях литературного кружка воспитывался вкус к собственному творческому поиску.
В центре внимания был Пушкин, и тематика докладов, которые ставились на занятиях кружка,
была связана с его именем и судьбой, с его присутствием в мировом художественном контексте:
«Пушкин и античность», «Пушкин и Байрон», «Литературно-критические взгляды Пушкина»...
Эффект педагогического воздействия во многом определяется не только культурным кругозором,
профессиональным умением, но и обаянием личности преподавателя, его человеческой масштабностью.
А.А. Бардовский был из тех, кто самозабвенно был предан своему призванию истинно
народного учителя. В каждом из учеников он видел человека с неповторимыми чертами характера,
сводов наклонностями и устремлениями. Создавалось впечатление, что именно ты интересен ему,
и он готов одарить тебя своим вниманием и попечением.
Еще в школьные годы посчастливилось бывать у него дома: поразило множество книг и бедноватая
обстановка, — ни дорогой мебели, ни ковров... Зато было много радушия и благожелательности,
и это снимало естественную робость и скованность в общении с учителем.
Александр Александрович рассказал нам о своих университетских годах, об увлечении театром,
подарил нам свою книгу «Театральный зритель в Октябре». Подойдя к книжным полкам, он
рассказывал о редких книгах, о разных изданиях, снабжённых красочными иллюстрациями,
с благоговением говорил о Блоке, читал его стихи о России, поэму «Соловьиный сад»...
Литератор и театровед, пришедший к нам из «серебряного века», Александр Александрович
Бардовский раскрывался перед нами как богато одаренный человек, добрый и отзывчивый, способный
в каждом услышать его сокровенное и заветное... Да, Александр Александрович был для нас Учителем в истинном и высоком
смысле этого слова!
15 мая 1992 г.
|
выпускник 12-й школы 1936-1937 года
ХВАТОВ Александр Иванович,
доктор филологических наук,
профессор Российского Государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена
|
Воспоминания А.И. Хватова |
|
|
|
|