Размер шрифта Уменьшить размер шрифта Увеличить размер шрифта    Цвета сайта Чёрно-белая палитра Инвертированная палитра Специальная палитра    Изображения Цветные изображения Чёрно-белые изображения Отключить изображения    Обычная версия
На главную страницуОфициальный сайт ГБОУ  
На главную страницу Санкт-Петербург  
 о школе 
 Сведения об ОО 
 учеба 
 жизнь 
 персоналии 
 история 
 учителям 
191015 Санкт-Петербург
ул Кирочная, д. 54
тел. (812) 275-21-24
 school163@mail.ru

1918-1941: учителя

БАРДОВСКИЙ Александр Александрович

полная версия для печати
(архив с документом Word).

Увеличить

Александр Александрович пришел к нам в 1936-1937 учебном году. Памятен первый урок: открывается дверь, и появляется уже немолодой человек в гимнастерке, но без знаков отличия. Походка стремительна, жест отчетлив. Полувоенная форма и энергичная манера не отвлекли, однако, внимание от его лица, характерность которого можно бы выразить одним словом — интеллигентность. В этом и была сокровенная сущность этого человека, воспринявшего духовность русской культуры «серебряного века».

Такое понимание пришло позднее, а тогда перед нами был преподаватель-словесник, который, посверкивая пенсне, глуховатым голосом говорил о Пушкине, да так, что возникала иллюзия, что сам поэт был его собеседником, а сейчас он рядом с нами и мы кровно связаны с ним.

Мы вступили в неведомый мир Пушкинской поэзии. на первом же уроке он сказал нам, что не только Пушкин, а вернее — через Пушкина, ведомые его Музой, мы повтречаемся с теми, кто ему предшествовал и вошел в пантеон мировой литературы. Прозвучали имена Гомера и Данте, Шекспира и Байрона... Вставали в этом ряду и те, кто явился наследниками и продолжателями Пушкина: Гоголь и Достоевский, Тургенев и Лев Толстой, Лермонтов и Блок...Так разворачивалась программа школьного преподавания литературы в те далёкие и трагические годы. Этот учебный год проходил под знаком 100-летия со дня гибели великого поэта.

Многообразны и подчас неожиданны были приемы преподавания на уроках Александра Александровича. Вот один из уроков — он в памяти неизгладим: в классе тишина, как всегда стремительно входит Александр Александрович... Не взглянув на приветствующие его вставанием класс, он вдруг в тоне удивления и восторга произносит: «Представьте, бедный провинциальный актер (пауза, рука, стремительно взмывающая вверх) — и Шекспир!». Так начинался урок, посвященный «Гамлету» и «Королю Лиру»... Мы с замиранием сердца внимаем словам учителя... Он читал перед нами знаменитый монолог Гамлета, читал проникновенно, с профессиональным умением подлинного мастера.

Александр Александрович щедро отдавал нам время и силы, приобщая нас к самостоятельной работе над художественными текстами, к изучению памятников мировой классики. На занятиях литературного кружка воспитывался вкус к собственному творческому поиску. В центре внимания был Пушкин, и тематика докладов, которые ставились на занятиях кружка, была связана с его именем и судьбой, с его присутствием в мировом художественном контексте: «Пушкин и античность», «Пушкин и Байрон», «Литературно-критические взгляды Пушкина»...

Эффект педагогического воздействия во многом определяется не только культурным кругозором, профессиональным умением, но и обаянием личности преподавателя, его человеческой масштабностью.

А.А. Бардовский был из тех, кто самозабвенно был предан своему призванию истинно народного учителя. В каждом из учеников он видел человека с неповторимыми чертами характера, сводов наклонностями и устремлениями. Создавалось впечатление, что именно ты интересен ему, и он готов одарить тебя своим вниманием и попечением.

Еще в школьные годы посчастливилось бывать у него дома: поразило множество книг и бедноватая обстановка, — ни дорогой мебели, ни ковров... Зато было много радушия и благожелательности, и это снимало естественную робость и скованность в общении с учителем.

Александр Александрович рассказал нам о своих университетских годах, об увлечении театром, подарил нам свою книгу «Театральный зритель в Октябре». Подойдя к книжным полкам, он рассказывал о редких книгах, о разных изданиях, снабжённых красочными иллюстрациями, с благоговением говорил о Блоке, читал его стихи о России, поэму «Соловьиный сад»... Литератор и театровед, пришедший к нам из «серебряного века», Александр Александрович Бардовский раскрывался перед нами как богато одаренный человек, добрый и отзывчивый, способный в каждом услышать его сокровенное и заветное... Да, Александр Александрович был для нас Учителем в истинном и высоком смысле этого слова!

 

15 мая 1992 г.

выпускник 12-й школы 1936-1937 года
ХВАТОВ Александр Иванович,
доктор филологических наук,
профессор Российского Государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена

Воспоминания А.И. Хватова
Увеличить Увеличить Увеличить

М. Блок. «Они слышат, вас, учитель!» («Ленинградская правда», февраль 1982 г., № 43 (20685)).

 

Версия для слабовидящих
Объявления

Наша кнопка:

© К. Поляков 2008-2022