Размер шрифта Уменьшить размер шрифта Увеличить размер шрифта    Цвета сайта Чёрно-белая палитра Инвертированная палитра Специальная палитра    Изображения Цветные изображения Чёрно-белые изображения Отключить изображения    Обычная версия
На главную страницуОфициальный сайт ГБОУ  
На главную страницу Санкт-Петербург  
 о школе 
 Сведения об ОО 
 учеба 
 жизнь 
 персоналии 
 история 
 учителям 
191015 Санкт-Петербург
ул Кирочная, д. 54
тел. (812) 275-21-24
 school163@mail.ru

Просвирнин В.С.

10-й "Б" к встрече готов. Всегда

«С детских лет стать взрослыми спешили мы, торопили школьные года. Для того, чтоб детством дорожили мы, надо с ним расстаться навсегда».

Уж это точно. Так хотелось окунуться во взрослую жизнь, стать самостоятельными, получить профессию и быть умными, деловыми, полезными. И в десятом классе мы уже тяготились учебой, хотя и очень любили свою первую Нарьян-Марскую среднюю школу.

Но, оказывается, уйти из детства непросто. Чем дальше мы от школьного порога, от милой и чистой юности, тем более властно память о давних годах будоражит сердце, и хочется вернуться в прошлое.

Однажды это уже было: наш любимый 10-Б встречался в Нарьян-Маре через 20 лет после окончания школы № 1 в марте 1978-го. Эта встреча зарядила нас тогда такой энергией, таким светом счастья и дружбы озарила, что, казалось, можно жить только красиво и долго. И правда, позади еще четверть века, дух наш по-прежнему молод, мы подъемны и снова в пути. Да-да, мы мчимся на встречу нашего любимого 10-Б.

Самое огорчительное то, что место встречи пришлось изменить. По многим причинам, одна из них — финансовая. Увы, все мы нынче пенсионеры, работающих среди нас почти нет, а билет от Архангельска до Нарьян-Мара только в одну сторону стоит три тысячи рублей. Поэтому было решено встретиться в Санкт-Петербурге.

Мы очень благодарны Любе Самсоновой и Вале Просвирнину, его жене Людмиле, теперь жителям града Петрова. Это они разыскивали нас, обзванивали, сообщали место и день встречи, со всей сердечностью готовились принимать нас у себя дома.

Волнуясь, нажимаю кнопку звонка. Минута ожидания — и я в объятиях Вали. Сколько ж лет мы с ним не виделись! Да года с шестьдесят седьмого. Входим из прихожей в комнату — и снова объятия, улыбки, блеск радостных глаз. Лиля Шелыгинская, Люба Самсонова, Алла Постникова... Милые мои девочки. Да если б я не попала на эту встречу, мне кажется, я просто бы умерла.

И вот мы все рядом за большим круглым праздничным столом. Вглядываюсь в лица однокашников. Боже, какими солидными казались нам в пятом классе наши учителя, которым тогда было по 25-30 лет! Нам-то сейчас за шестьдесят. Старые люди. Снова и снова гляжу на ребят — и рассеивается флер времени. Да те же они мальчишки и девчонки, вон как задорно поют, как весело хохочут, вспоминая школьные проделки. А залысины, морщинки, побелевшие шевелюры — это все шуточки любезной матушки-природы.

Конечно, далеко не все удалось вспомнить на этом, одном из самых лучших в жизни вечеров, но хотя бы немножко приоткроем завесу над незабываемым детством.

Помните, как мальчишки гнали нас, девчонок, на лыжню, заставляя участвовать в гонках на первенство школы? — спрашивает кто-то. Самое примечательное то, что мы слушались ребят и... брели на лыжню. Зато в перемены брали реванш. Только звонок с урока — Надя Хоменко тащит к окну учительский стол, садится на него и кричит: «Девочки, петь!» — «Ну, опять завыли», — ворчат мальчишки. Однако не торопятся покинуть класс, а сидят, потихоньку переговариваясь между собой, за партами и слушают нас. Песен мы знали много. Стоило выйти на экраны новому фильму, и если была в нем хорошая мелодия (по-нынешнему шлягер), она становилась нашей и попадала в школьные концертные программы. Дуэтами пели на вечерах Луиза Кочина и Галя Мануилова, Катя Туфанова и Галя Гвоздухина и вызывали улыбки и горячие аплодисменты всего зала Нина Митина и Рудик Селянинов.

А что же учителя? Они не загоняли нас на мероприятия, а предоставляли возможность действовать самостоятельно. В школе были все признаки самоуправления. «Юра, Надя, Нина, сегодня за порядок отвечаете вы». Услышав это, мы знали, что действительно вся ответственность ложится на данную троицу, и не надеялись на взрослых. И порядок был. Многие вопросы решались на заседаниях старостата и комитета комсомола. Школу связывала дружба с Тбилисской армянской школой № 95. Не формально, а по-настоящему. Шла оживленная переписка. Письма писали директор — директору, завуч — завучу, комитет комсомола — комитету комсомола, 5-й класс — пятому же классу и т.д. Письма в школу носили мешками, лавиной шли с юга посылки. Многие тогда отведали хурму, курагу и другие кавказские деликатесы. Обменивались делегациями. А кто поедет к южным друзьям, решал комитет комсомола. С заметки о визите дружбы в Тбилиси, напечатанной в газете «Няръяна вындер», собственно, и началась моя журналистская биография.

Инициатива и самодеятельность — вот два «конька», которые вели к успеху.

Учителя во всем подыгрывали нам. Однажды вход в зал закрыли горкой. Хочешь попасть на бал — катись с горки. Мы испугались, когда к горке подошла директор школы Елисеева. Похожая на гимназическую даму, в строгом платье с кружевным белоснежным воротничком, в пенсне. Очень представительная, даже величественная. Как она-то? А самое ужасное — возраст, ведь было директору уже 59 лет. Но, к нашему изумлению, Ирина Алексеевна с честью вышла из этой ситуации. Осторожно поднялась по ступенькам на горку, аккуратно подвернула платье, укутав им ноги и... съехала. А внизу ее подхватили десятиклассники и помогли подняться. «Ну, ребята, ну, молодцы, — улыбаясь, оглядывала она зал, — когда вы только все это успели?»

Кстати, вечера в школе были каждую субботу. С просьбами побыть в школе, пока мы натанцуемся, шли, конечно, к молодым педагогам. Иногда это были П.В. и И.Ф. Аксеновы, но чаще всего наши любимые Глашенька и Любушка (обе учили нас с пятого класса). Первая — Глафира Михайловна Епифанова (русский, литература), вторая — Любовь Александровна Кузнецова (English). Им доставалось с нами, ведь мы не были мягкими и пушистыми, поскольку к нашему поколению как припечатано было слово «безотцовщина». У большинства ребят отцы не вернулись с фронта.

Обездоленность, нехватка материнского внимания накладывали свой отпечаток, в общем, бывало всякое. Однажды, в шестом классе, мальчишки подрались. И кто-то в ярости схватил табуретку и бросил. Слава Богу, она ни в кого не попала, но, ударившись о стенку, развалилась. Ребята начали собирать ее в кучу, а тут звонок. В класс вошел математик Шехнов, которого мы тоже любили, уж очень интересно он вел уроки. Поставив табуретку, ребята бросились по местам. Все замерли, так как у Петра Федоровича при его пожилом возрасте была привычка, дав задание, присесть — ведь упадет! Предупредить — никому и в голову не пришло. Учитель сел и оказался на полу. Но моментально как-то удивительно ловко вскочил, взмахом руки пригладил скользнувшую на лоб прядь волос и... обратил наше внимание к доске, где один из нас решал задачу. Каким (шестым, что ли?) чувством понял Петр Федорович наше состояние? Не было ни крика, ни «разборок», ни наказания виноватых.

Маялись педагоги с нами до последнего звонка и выпускных экзаменов. Волновались мы, с чем окончим школу, какие получим аттестаты. Волновались (да еще как!) и наши Глашенька и Любушка — подружки не разлей вода, ведь они и жили-то вместе, в их маленькой комнатушке-пенальчике умещался в грустные дни (например, если кто-то из них болел) весь наш класс.

Мальчики трепетно обожали Любушку. Еще бы: в ореоле медно-золотых волос, со своей лучезарной улыбкой, Любовь Александровна была красива. Прибавьте к этому ее необычайную доброту, и станет понятно, почему ребята льнули к ней. После урока окружали «англичанку» за ее учительским столом, потихоньку оттирая нас, девчонок, от нее: «Идите, идите к своей Глафире!»

Мы не обижались, потому что нам с Глафирой Михайловной можно было поговорить о чем угодно! И всем хотелось знать столько же стихов, быть такими же стройными, веселыми и гораздыми на выдумку, как она, секретарь комитета комсомола школы.

Уже будучи взрослыми, Нина Митина и Лиля Шелыгинская в отпуске попали в Волгоград, где обосновалась после Нарьян-Мара Любовь Александровна. Остановиться было негде и девчата набрались храбрости появиться у нее. Как Любовь Александровна им обрадовалась!

Для многих ребят всем в жизни был пришкольный участок — наша гордость. Представьте себе: за Полярным кругом, где лето такое короткое и холодное, на школьных грядках росли капуста, лен, морковь, репа, салат, огурцы, множество цветов, например, маки. Опытный участок в 1954, 1955, 1958, 1959 годах был участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. 33 медали — вот награды за юннатский труд. От нашего класса были на ВДНХ Лиля Шелыгинская, Люся Багрецова и Нина Кушкова. Чему-чему, а труду нас учили прекрасно, особенно Антонина Александровна Витязева — это ее неустанными заботами было создано такое чудо.

Она не сюсюкала с нами, но, чувствуя ее доброту, как подсолнухи к солнцу, к Антонине Александровне тянулись ребята, у которых погибли на войне отцы, из семей, которым жилось трудно. Для них у нее всегда было время.

Среди учителей она была лидером, Антонину Александровну избирали много лет секретарем парторганизации, и она тянула воз общественной работы словно играючи, потому что такое уж у нее было призвание — жить для людей. Когда только она отдыхала? Уже став сама матерью, я узнала, что у Антонины Александровны трое детей. Все выросли достойными своей мамы.

Нас воспитывали общественниками, учили человечности, сознательному отношению к нуждам других, не замыкаться на своем «я». Однажды окружком ВЛКСМ решил в Пустозерске, где погиб неистовый протопоп Аввакум, устроить в заброшенной церкви пионерский лагерь. Отправляли туда молодых рабочих морского порта и старшеклассников. Добровольцы? Вот они, в том числе наш Игорь Чупров и автор этих строк. Была с нами и А.А. Витязева. Весело, шумно, с обоями, краской, металлическими печками (чтоб дети не мерзли) мчались на дорке по реке в сторону Пустозерска. Не обошлось без происшествий. Начался сильный ветер, у доры отказал двигатель, и разбушевавшаяся Печора трепала наш «корабль», как скорлупку.

Нас выручили из беды появившиеся на берегу рыбаки: вывезли на сушу своими лодками на веслах.

Пешком, по колено промочив ноги, мы к утру добрели до цели. И, не вздремнув даже полчаса, взялись за дело. Лагерь к приему ребят был готов.

Нас тянули к культуре. М.М. Истомин, невысокого роста, с ежиком непослушных волос, покорил наши сердца с первого урока, когда одним мигом во всю доску нарисовал мелом абрис страны и нанес на карту важнейшие экономические зоны: голова коровы — сельское хозяйство, труба с дымком — промышленность, буровая вышка — добыча полезных ископаемых и т.д. И мы с необыкновенной легкостью отдали свои сердца географии.

Но этого Михаилу Михайловичу было мало. Он «нацелил» на нас свой аккордеон. В школе появился хор до 120 человек, певший четырехголосьем. Да не какие-нибудь простенькие песенки, а народные, требовавшие особого искусства исполнения. В общем, это была сказка! На встрече нашего 10-Б в честь 20-летия окончания школы, приветствуя своих учителей, мы хором грянули наш любимый «Глобус». Истомин ахнул: «Да когда вы так здорово успели отрепетировать?» «Двадцать лет назад», — ответили мы.

Не забыть нам наших учителей А.Д. Колокифас, М. Рассохину, астронома Н.М. Матросову, физика М.Я. Лешукова, математика К. Книжникову и всех других, которые разжигали в нас страсть к познанию. Не напрасны их труды. Почти все в нашем классе получили высшее или среднее специальное образование. За трудовую биографию не краснеем: жизнь состоялась, каждый на своем месте служил, а не прислуживал.


Фото Л.А. Просвирниной

Лиля Шелыгинская — руководила телеграфом в Нарьян-Марском окружном узле связи, на пенсию уходила с должности начальника телеграфа узла связи в Сочи.

Алла Постникова — почетный ветеран Севмашпредприятия в Северодвинске.

Володя Истомин — окончил Архангельский медицинский институт и Ленинградский институт физкультуры и спорта имени Лесгафта, стоматолог, спортивный врач, ныне предприниматель, живет в Котласе.

Люба Самсонова — медсестра. Многие годы лелеяла в Нарьян-Маре наших детишек, заботясь о их здоровье. Работала на спортивной кафедре в Ленинградском общевойсковом училище.

Валя Просвирнин — заслуженный учитель РФ, преподает физкультуру в школе № 163 Санкт-Петербурга.

Нина Митина — учитель, зам. директора по воспитательной работе Нарьян-Марской средней школы № 2. Затем старший инженер НИИ электроники в Каунасе. Живет в Курске.

Нина Кушкова — сейчас живет в городе Грязи Липецкой области, можно сказать, всю жизнь преподавала химию в Мурманске, отличник просвещения.

Алеша Дуркин — заместитель директора металлургического комбината в г. Ревда на Урале.

Игорь Чупров — доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники. С 1963 по 1991 год работал в Каунасском НИИ радиоизмерительной техники в Литве. С 1991 года директор Курского специального конструкторского бюро «Риф». Профессор Курского технического университета. Игорь женат на Нине Митиной.

Нина Рассказова живет в Санкт-Петербурге. Работала в конструкторском бюро Балтийского кораблестроительного завода, на котором построены атомоходы «Арктика» и «Сибирь», библиографом-патентоведом в отделе научно-технической информации. Сейчас работает в американской фирме по контролю за качеством импортных и экспортных грузов.

Валя Паутов — кандидат технических наук. Много лет работал ведущим специалистом на горно-химическом комбинате в Красноярске-26. Затем Переславль-Залесский Ярославской области — директор НИИ проектно-химико-фотографической промышленности, зам. директора по экологической и промышленной безопасности фотографическо-химической компании «Славич». Сегодня — директор завода по проблемам экологии в том же «Славиче».

Луиза Кочина — музыкальный работник детсада, живет в Нарьян-Маре.

Галя Гвоздухина — ихтиолог. Живет в Онеге.

Надя Хоменко — всю жизнь посвятила медицине, живет в Николаеве в Украине.

Рассказать обо всех не позволит газетная площадь, хотя каждый из 10-Б заслуживает добрых слов и благодарности за свой труд и общественную деятельность.

Мы росли в маленьком городке вдали от Большой земли в трудное послевоенное время. Вся культура «приходила» к нам из газет и по радио. Большинство семей испытывало серьезные материальные трудности, дать образование детям родителям стоило немалого напряжения. Поэтому учиться плохо, трудиться «слегонца» было стыдно. А школьная дружба нам помогала держаться.

Я и сейчас, когда одолевают усталость, депрессия, вспомню наших ребят и девчонок, наши (уже в студенческие годы) встречи — и получаю заряд бодрости. Наш 10-Б, школа, Нарьян-Мар всегда в душе, — сказал мне по телефону Валя Паутов. Сказал то же, что думаю и я. Сквозь толщу лет пробивается к нам тот дальний чистый свет — свет юности и добра, которым одарила нас школа. В трудные минуты вспомнишь это — и жить хочется.

 

Нина СЕМЬИНА (Лосева),
член Союза журналистов России, 25 июля 2003 г.,
«Правда Севера», 26.08.2003, c сайта www.pravdasevera.ru

 

Версия для слабовидящих
Объявления

Наша кнопка:

© К. Поляков 2008-2024