Миценгендлер Семён Михайлович
В середине 1980-х годов (с 1983 по 1984 гг.) в нашей школе работал учителем
истории Семён Михайлович Миценгендлер. Он воевал на фронтах Великой Отечественной
войны, где потерял левую руку. В те годы никто из школьников (и, наверное, из учителей)
толком ничего не знал о нём.
Через много лет, в 2013 году, бывший учитель истории,
выпускник Костромского педагогического института Андрей Митин прислал чрезвычайно
интересную информацию о том, кем же был С.М. Миценгендлер и как складывалась его судьба
до работы в школе № 163.
Краткую биографию С.М. Миценгендлера можно найти
в статье
его ученика, доктора педагогических наук, профессора
Н.Ф. Басова,
которая опубликована в Вестнике Костромского государственного университета (№ 4, 1999 г., с. 113-114)
и в книге «Детское движение. Словарь-справочник», Изд. 2-е, сост. Т.В. Трухачева,
А.Г. Кирпичник. - М.: 2002, с. 453-455. (Басов Н.Ф. Миценгендлер С.М.).
Из материалов А. Митина
Итак, С.М. Миценгендлер (род. 13.08.1919, ск. 02.01.1997). Начнем с интернета.
Вводим в строку поисковика «С.М. Миценгендлер» и сразу
на сайте
Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова
находим следующее:
В 1962 г. на базе историко-филологического факультета было открыто одно из первых и немногих в стране
отделение по подготовке учителей истории и пионервожатых с высшим образованием… Существенный вклад в
становление новой специальности внесли его первые деканы С.М. Миценгендлер, К.А. Воронина, А.Н. Лутошкин…
С.М. Миценгендлер — первый декан первого в стране историко-педагогического факультета (подготовка учителей истории и обществоведения
и еще в специальности — методист по воспитательной работе).
Если смотреть «чисто по документам», то Миценгендлера звали не Семён Михайлович, а
Залман Менделевич (по другим данным — Залман Менделеевич).
Родился в 1919 году. Школа. После школы поступил на исторический факультет
Ленинградского университета. Учеба на истфаке, и — война.
10 августа 1941-го добровольцем уходит на фронт. Сначала — Ленинградское ополчение.
После окончания артиллерийского училища — Западный, Сталинградский, Центральный и Белорусский фронты.
Участвовал в обороне Ленинграда и Москвы, в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге…
1941, 1942, 1943-й — на передовой, на самом «передке».
Из архивных документов:
В наступлении на курган , на выс. 141.7, на Зеленую Поляну и Ельшанку 17-25 января 1943 года 1-я батарея,
которой командует лейтенант МИЦЕНГЕНДЛЕР, ни на шаг не отставала от пехоты и уничтожая ОТ противника
обеспечила успешное продвижение наших подразделений.
Огнём батареи уничтожено 4 ДЗОТа, 7 блиндажей, 6 ст. пулемётов,
8 снайперских точек, 48 солдат и офицеров противника.
За этот подвиг З.М. Миценгендлер был представлен командиром батальона
к награждению медалью «За боевые заслуги» (см. наградной лист),
а фактически был награждён Орденом Красной Звезды (приказ Военного совета 64-й армии
№ 155/н от 20.02.1943).
Только тяжелейшее ранение в декабре 1943-го выбивает его с передовой. Госпиталь. Лечение. И возвращение в Ленинград.
Израненный как и он сам послеблокадный Ленинград. Восстанавливается на истфаке. Учеба. И — работа.
В школе — учитель истории и логики. Вечерами работа с детьми в Ленинградском Дворце пионеров.
Проректор Костромского государственного университета Кирпичник Анатолий Григорьевич (проектор сегодняшний,
можете уточнить), лично знавший Миценгендлера и бывший его учеником, рассказывает (точная цитата):
З.М. Миценгендлер поступает в аспирантуру при кафедре педагогики Ленинградского государственного педагогического института
имени А.И. Герцена (1951–1954), после окончания которой его направляют в Читу. В Читинском педагогическом
институте он работает старшим преподавателем кафедры педагогики. В центральной печати появляются его первые серьезные
публикации, посвященные проблемам внешкольного воспитания детей. Выходят брошюры:
«Юношеское научное общество Ленинградского Дворца пионеров» (Л., 1949), «К чему ведет безнадзорность детей» (Чита, 1955) и другие.
1957-й год. Миценгендлера приглашают на работу в Кострому. Он переезжает из Читы в Кострому.
Избирается старшим преподавателем Костромского пединститута, читает лекции по истории, логике и педагогике.
И работает не только в стенах института, но работает и в Костромском областном Дворце пионеров, работает так, что возглавляет его.
Директор Костромского областного Дворца пионеров.
Вот тогда, уже в начале 60-х Миценгендлер едет в Москву, бегает по министерствам и ведомствам, и…
В Костромском педагогическом институте в 1962 году открывается новый факультет. Историко-педагогический.
Подготовка не просто учителей истории и обществоведения, но и специалистов-организаторов, педагогов-психологов,
методистов внешкольной работы с высшим педагогическим образованием. Историко-педагогический факультет.
И Миценгендлер становится первым деканом нового факультета.
«Пионерфак»? «Идеология»? «Забивать головы ребятишкам коммунистической ерундой»? И вот — история первого декана.
Забивать детям голову «идеологией взрослых дяденек»? Детям эти «взрослые дела» вообще не интересны.
Выводить детей толпами на какие-нибудь демонстрации митинги? Зачем? Миценгендлер (цитата):
Мы не должны итоги проделанной работы оценивать по количеству массовых мероприятий…
«Политическая массовка» детям не интересна. Детям интересны:
— спортивные секции
— научные кружки «Хочу всё знать»
— дела по облагораживанию и благоустройству своего города.
Вот женщина-преподаватель приезжает в Кострому из большого столичного города:
Когда я приехала на работу в Костромской пединститут летом 1961 года, то была приятно удивлена, что этот северный
русский провинциальный городок отличался не только чистотой и ухоженностью, но и обилием цветов. При этом
чувствовалось, что это не от изобилия (русские регионы и тогда весьма «скромно» снабжались бюджетными средствами),
тут была какая-то, чья-то «самодеятельность». Цветы росли на «клумбах», сделанных из отработанных покрышек,
и были на центральных и маленьких улицах, во дворах. Как выяснила я позднее, это были результаты работы детей в зонах пионерского действия.
Но детей надо подтолкнуть к тому, что интересно и полезно. Организовать условия и эмоциональный настрой.
Миценгендлер открыл факультет «организаторов и методистов».
Можно привести цитату из статьи
Э.А. Мальцевой (Вестник Удмуртского университета,
Психология и педагогика, 2007, № 9).
Среди исследователей этого периода [начала 1960-х] особенно выделялся коллектив энтузиастов из
Костромы, по праву считавшейся «столицей пионерского движения». Группа
педагогов-практиков во главе с талантливым ученым и блестящим организатором
С.М. Миценгендлером развернула продуктивный творческий поиск
активизации детского движения. Именно в этом новаторском коллективе
впервые родились «зона пионерского действия», «сводные сельские дружины»,
«выездная инструкторская учеба старших пионерских вожатых» и др.
Членами этой научной группы уделялось большое внимание проблемам эмоциональной жизни детских коллективов,
психологии и педагогике организаторской деятельности. Работа Костромского центра дала сильный импульс к
дальнейшему творческому изучению проблем формирования социальной активности школьников.
А вот «сверху», «из обкомов» давили: «Идеологии, больше идейности, больше партийности, больше дисциплины,
больше надзора и больше грандиозности и массовости…»
Сегодня уже практически ушло то поколение, что называлось словом «фронтовики».
А Миценгендлер был фронтовиком. Не «ветераном» (как говорят сегодня), а настоящим фронтовиком.
И история случилась такая, какая случилась:
— Кабинетные…, не учите меня…
Из воспоминаний второго декана костромского истпеда Клары Андреевны Ворониной
(Воронина К.А. Наш истпед: Воспоминания декана / под ред. А.Г.Кирпичника. —
Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007):
После поездки в Польшу, где, видимо, эти черты его характера и поведения проявились тоже весьма ярко, произошло
его крушение. Руководитель группы написала в своем отчете, что он недостойно вел себя за границей… Все завязалось
в один узел и кончилось весьма плачевно: после многочисленных разбирательств на партийном собрании, заседаниях
комиссии партийного контроля, бюро ОК КПСС, С.М. Миценгендлер был исключен из партии, уволен с работы.
После этого он уехал в Ленинград.
Расправившись с первым деканом, «партийные бонзы» старались больше не давить на тот костромской факультет
(обожглись на фронтовике) и факультет оставался даже в самые «застойные времена» кузницей свободолюбивых и
самостоятельных людей, способных к самоорганизации и самоуправлению: поменьше «идеологии и партийности»,
побольше свободы и активности. Это был факультет Миценгендлера.
Миценгендлер? Это целая страница в истории педагогики.
Но научных званий получить ему не удалось — шлейф «выгнан из партии» не дал. Зато в десятках,
сотнях диссертаций и монографий по теме «психология коллектива» заметите и сегодня: «Как впервые указал Миценгендлер…»
Андрей Митин,
выпускник Костромского истпеда (1989 г. выпуска),
бывший учитель истории,
ныне просто директор производственного предприятия
(www.diletant.ru).
|