Размер шрифта Уменьшить размер шрифта Увеличить размер шрифта    Цвета сайта Чёрно-белая палитра Инвертированная палитра Специальная палитра    Изображения Цветные изображения Чёрно-белые изображения Отключить изображения    Обычная версия
На главную страницуОфициальный сайт ГБОУ  
На главную страницу Санкт-Петербург  
 о школе 
 Сведения об ОО 
 учеба 
 жизнь 
 персоналии 
 история 
 учителям 
191015 Санкт-Петербург
ул Кирочная, д. 54
тел. (812) 275-21-24
 school163@mail.ru

После 1945: персоналии

Миценгендлер Семён Михайлович

Увеличить

В середине 1980-х годов (с 1983 по 1984 гг.) в нашей школе работал учителем истории Семён Михайлович Миценгендлер. Он воевал на фронтах Великой Отечественной войны, где потерял левую руку. В те годы никто из школьников (и, наверное, из учителей) толком ничего не знал о нём.

Через много лет, в 2013 году, бывший учитель истории, выпускник Костромского педагогического института Андрей Митин прислал чрезвычайно интересную информацию о том, кем же был С.М. Миценгендлер и как складывалась его судьба до работы в школе № 163.

Краткую биографию С.М. Миценгендлера можно найти в статье его ученика, доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова, которая опубликована в Вестнике Костромского государственного университета (№ 4, 1999 г., с. 113-114) и в книге «Детское движение. Словарь-справочник», Изд. 2-е, сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М.: 2002, с. 453-455. (Басов Н.Ф. Миценгендлер С.М.).

Из материалов А. Митина

Итак, С.М. Миценгендлер (род. 13.08.1919, ск. 02.01.1997). Начнем с интернета. Вводим в строку поисковика «С.М. Миценгендлер» и сразу на сайте Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова находим следующее:

В 1962 г. на базе историко-филологического факультета было открыто одно из первых и немногих в стране отделение по подготовке учителей истории и пионервожатых с высшим образованием… Существенный вклад в становление новой специальности внесли его первые деканы С.М. Миценгендлер, К.А. Воронина, А.Н. Лутошкин…

С.М. Миценгендлер — первый декан первого в стране историко-педагогического факультета (подготовка учителей истории и обществоведения и еще в специальности — методист по воспитательной работе).

Если смотреть «чисто по документам», то Миценгендлера звали не Семён Михайлович, а Залман Менделевич (по другим данным — Залман Менделеевич).

Родился в 1919 году. Школа. После школы поступил на исторический факультет Ленинградского университета. Учеба на истфаке, и — война.

10 августа 1941-го добровольцем уходит на фронт. Сначала — Ленинградское ополчение. После окончания артиллерийского училища — Западный, Сталинградский, Центральный и Белорусский фронты. Участвовал в обороне Ленинграда и Москвы, в Сталинградской битве, в сражениях на Курской дуге… 1941, 1942, 1943-й — на передовой, на самом «передке».

Из архивных документов:

В наступлении на курган , на выс. 141.7, на Зеленую Поляну и Ельшанку 17-25 января 1943 года 1-я батарея, которой командует лейтенант МИЦЕНГЕНДЛЕР, ни на шаг не отставала от пехоты и уничтожая ОТ противника обеспечила успешное продвижение наших подразделений.
      Огнём батареи уничтожено 4 ДЗОТа, 7 блиндажей, 6 ст. пулемётов, 8 снайперских точек, 48 солдат и офицеров противника.

За этот подвиг З.М. Миценгендлер был представлен командиром батальона к награждению медалью «За боевые заслуги» (см. наградной лист), а фактически был награждён Орденом Красной Звезды (приказ Военного совета 64-й армии № 155/н от 20.02.1943).

Только тяжелейшее ранение в декабре 1943-го выбивает его с передовой. Госпиталь. Лечение. И возвращение в Ленинград.

Израненный как и он сам послеблокадный Ленинград. Восстанавливается на истфаке. Учеба. И — работа. В школе — учитель истории и логики. Вечерами работа с детьми в Ленинградском Дворце пионеров.

Проректор Костромского государственного университета Кирпичник Анатолий Григорьевич (проектор сегодняшний, можете уточнить), лично знавший Миценгендлера и бывший его учеником, рассказывает (точная цитата):

З.М. Миценгендлер поступает в аспирантуру при кафедре педагогики Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена (1951–1954), после окончания которой его направляют в Читу. В Читинском педагогическом институте он работает старшим преподавателем кафедры педагогики. В центральной печати появляются его первые серьезные публикации, посвященные проблемам внешкольного воспитания детей. Выходят брошюры: «Юношеское научное общество Ленинградского Дворца пионеров» (Л., 1949), «К чему ведет безнадзорность детей» (Чита, 1955) и другие.

1957-й год. Миценгендлера приглашают на работу в Кострому. Он переезжает из Читы в Кострому. Избирается старшим преподавателем Костромского пединститута, читает лекции по истории, логике и педагогике. И работает не только в стенах института, но работает и в Костромском областном Дворце пионеров, работает так, что возглавляет его. Директор Костромского областного Дворца пионеров.

Вот тогда, уже в начале 60-х Миценгендлер едет в Москву, бегает по министерствам и ведомствам, и… В Костромском педагогическом институте в 1962 году открывается новый факультет. Историко-педагогический.

Подготовка не просто учителей истории и обществоведения, но и специалистов-организаторов, педагогов-психологов, методистов внешкольной работы с высшим педагогическим образованием. Историко-педагогический факультет. И Миценгендлер становится первым деканом нового факультета.

«Пионерфак»? «Идеология»? «Забивать головы ребятишкам коммунистической ерундой»? И вот — история первого декана. Забивать детям голову «идеологией взрослых дяденек»? Детям эти «взрослые дела» вообще не интересны. Выводить детей толпами на какие-нибудь демонстрации митинги? Зачем? Миценгендлер (цитата):

Мы не должны итоги проделанной работы оценивать по количеству массовых мероприятий…

«Политическая массовка» детям не интересна. Детям интересны:
— спортивные секции
— научные кружки «Хочу всё знать»
— дела по облагораживанию и благоустройству своего города.

Вот женщина-преподаватель приезжает в Кострому из большого столичного города:

Когда я приехала на работу в Костромской пединститут летом 1961 года, то была приятно удивлена, что этот северный русский провинциальный городок отличался не только чистотой и ухоженностью, но и обилием цветов. При этом чувствовалось, что это не от изобилия (русские регионы и тогда весьма «скромно» снабжались бюджетными средствами), тут была какая-то, чья-то «самодеятельность». Цветы росли на «клумбах», сделанных из отработанных покрышек, и были на центральных и маленьких улицах, во дворах. Как выяснила я позднее, это были результаты работы детей в зонах пионерского действия.

Но детей надо подтолкнуть к тому, что интересно и полезно. Организовать условия и эмоциональный настрой. Миценгендлер открыл факультет «организаторов и методистов».

Можно привести цитату из статьи Э.А. Мальцевой (Вестник Удмуртского университета, Психология и педагогика, 2007, № 9).

Среди исследователей этого периода [начала 1960-х] особенно выделялся коллектив энтузиастов из Костромы, по праву считавшейся «столицей пионерского движения». Группа педагогов-практиков во главе с талантливым ученым и блестящим организатором С.М. Миценгендлером развернула продуктивный творческий поиск активизации детского движения. Именно в этом новаторском коллективе впервые родились «зона пионерского действия», «сводные сельские дружины», «выездная инструкторская учеба старших пионерских вожатых» и др.
       Членами этой научной группы уделялось большое внимание проблемам эмоциональной жизни детских коллективов, психологии и педагогике организаторской деятельности. Работа Костромского центра дала сильный импульс к дальнейшему творческому изучению проблем формирования социальной активности школьников.

А вот «сверху», «из обкомов» давили: «Идеологии, больше идейности, больше партийности, больше дисциплины, больше надзора и больше грандиозности и массовости…»

Сегодня уже практически ушло то поколение, что называлось словом «фронтовики». А Миценгендлер был фронтовиком. Не «ветераном» (как говорят сегодня), а настоящим фронтовиком. И история случилась такая, какая случилась:
Кабинетные…, не учите меня…

Из воспоминаний второго декана костромского истпеда Клары Андреевны Ворониной (Воронина К.А. Наш истпед: Воспоминания декана / под ред. А.Г.Кирпичника. — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007):

После поездки в Польшу, где, видимо, эти черты его характера и поведения проявились тоже весьма ярко, произошло его крушение. Руководитель группы написала в своем отчете, что он недостойно вел себя за границей… Все завязалось в один узел и кончилось весьма плачевно: после многочисленных разбирательств на партийном собрании, заседаниях комиссии партийного контроля, бюро ОК КПСС, С.М. Миценгендлер был исключен из партии, уволен с работы. После этого он уехал в Ленинград.

Расправившись с первым деканом, «партийные бонзы» старались больше не давить на тот костромской факультет (обожглись на фронтовике) и факультет оставался даже в самые «застойные времена» кузницей свободолюбивых и самостоятельных людей, способных к самоорганизации и самоуправлению: поменьше «идеологии и партийности», побольше свободы и активности. Это был факультет Миценгендлера.

Миценгендлер? Это целая страница в истории педагогики. Но научных званий получить ему не удалось — шлейф «выгнан из партии» не дал. Зато в десятках, сотнях диссертаций и монографий по теме «психология коллектива» заметите и сегодня: «Как впервые указал Миценгендлер…»

Андрей Митин,
выпускник Костромского истпеда (1989 г. выпуска),
бывший учитель истории,
ныне просто директор производственного предприятия
(www.diletant.ru).

 

Версия для слабовидящих
Объявления

Наша кнопка:

© К. Поляков 2008-2024