Размер шрифта Уменьшить размер шрифта Увеличить размер шрифта    Цвета сайта Чёрно-белая палитра Инвертированная палитра Специальная палитра    Изображения Цветные изображения Чёрно-белые изображения Отключить изображения    Обычная версия
На главную страницуОфициальный сайт ГБОУ  
На главную страницу Санкт-Петербург  
 о школе 
 Сведения об ОО 
 учеба 
 жизнь 
 персоналии 
 история 
 учителям 
191015 Санкт-Петербург
ул Кирочная, д. 54
тел. (812) 275-21-24
 school163@mail.ru

Пресса о нас

О школьных парадоксах и не только...

полная версия для печати
(архив с документом Word).

Интервью с директором школы Л.В. Антоновой

В следующем году школе № 163 исполняется 215 лет. Располагается она в здании бывшего Мариинского института, которое построил в 1837 году архитектор А.И. Штакеншнейдер, автор знаменитого Мариинского дворца. Институт стал первым его проектом в Петербурге. Изначально здесь проходили обучение девочки среднего сословия, последний выпуск состоялся в 1918 году. Здесь до сих пор царит удивительная атмосфера, которая особенно хорошо чувствуется в просторных классах и коридорах с высокими потолками. Здесь работают замечательные люди. Вот в такую небанальную школу в преддверии учебного года я направился в гости. Встретила меня директор - Лидия Викторовна Антонова. Мы прошли в светлый, свежеотремонтированный кабинет, и моя собеседница сразу поделилась: "А у нас радость, сегодня приняли на работу сразу двух преподавателей!"

О светлых людях и презренном металле

Сколько детей сейчас учатся в школе?

— Сейчас 564 человека, для Центрального района это нормально, хотя в прежние времена количество учащихся доходило до 1600 человек. Поэтому у нас и занятия проходят в одну смену, у каждого учителя свой класс.

Как сегодня в школе обстоит ситуация с финансами? Такое ощущение, что пресловутая финансовая самостоятельность выходит школам боком. Это так?

— По большому счету наша школа, живет преимущественно за счет аренды, государство выделяет очень немного средств, только на самые основные нужды. Парадокс в том, что формально мы имеем финансовую самостоятельность — при фактическом отсутствии финансов. Вообще парадоксов в нашей работе много. Например, мы должны грамотно начислять зарплату сотрудникам, при этом наши специалисты пока не прошли курс повышения квалификации по изучению законодательной базы.

За последние 20 лет в России постепенно обострялась проблема кадрового обеспечения в сфере образования. Кто у Вас составляет костяк педсостава? Наверное, в основном, пожилые люди?

— Почему же? У нас работают педагоги преимущественно среднего возраста. Наши учителя — удивительные, талантливые люди, искренне любящие свою работу. Есть и настоящие легенды. Одной нашей учительнице, Луизе Викентьевне Ткалич, исполнилось 82 года, ее класс находится на четвертом этаже, однако она категорически отказывается переезжать на первый этаж! Её энергичности многие молодые люди могут позавидовать.

Информатику преподает по новым образовательным программам доктор технических наук Константин Юрьевич Поляков, в прошлом золотой медалист 163-й школы, его книги читал в свое время еще мой муж-математик. Сейчас помимо научных работ должен выйти его учебник по информатике для средней и старшей школы. Математику у нас преподает методист района Елена Вадимовна Аристова. Очень много для школы сделал Виктор Иванович Тарабан, мой предшественник. Он руководил 163-й школой 33 года. Представляете себе, какой это огромный срок?! Он очень уважаемый, авторитетный человек и часто навещает нас.

Я вообще считаю, что у нас очень профессиональный коллектив, но, как и любому руководителю, мне хотелось бы живости, движения вперед, развития. Надо работать над тем, чтобы под-держивать хорошие человеческие взаимоотношения. Кроме того, всем нам очень трудно бороться с таким явлением, как профессиональное выгорание. Нужны совместные тренинги, надо периодически вырываться из тех рамок, в которых мы все находимся, и организовать то, что называется корпоративным обучением и отдыхом.

А что касается квалификации, то преподаватели повышают ее постоянно, а подтверждают каждые пять лет. На базе нашей школы учатся педагоги со всего района и города. Благодаря внедрению активных форм работы и образовательных технологий, наша школа считается экспериментальной районной площадкой. Если удастся закрепиться в этом статусе, перейдем на следующую ступеньку — станем ресурсным центром. Что более престижно.

О стандартах и детях

Сейчас много говорят о стандартах образования, что думаете о них?

Образовательные стандарты, безусловно, дело благое, потому что в них говорится об активных формах обучения, о том, что ребенок должен посещать разнообразные внеклассные кружки, все нацелено на воспитание. Но опять же, есть недоработки. Например, предусматривается не менее 10 часов кружковой работы в месяц. Но на это же должны быть какие-то средства, и я не знаю, как другие директора выходят из этой ситуации.

Увеличить

Нашей школе есть, чем гордиться!

Xотя у нас этот вопрос решен благодаря наличию свободных площадей — к нам постоянно приходят преподаватели из домов детского и юношеского творчества, где традиционно не хватает помещений для занятий, сегодня у нас работает 14 (!) бесплатных кружков. Это настольный теннис, легкая атлетика, футбол, ушу, мои любимые шахматы. Есть военно-патриотический клуб «Дерзание», занимающий призовые места в различных городских олимпиадах и конкурсах. На базе школы работает танцевальный коллектив «Эльф», воспитанники которого на днях привезли из итальянского Римини диплом лауреатов фестиваля.

Очень интенсивно развиваются информационные технологии, они проникли во все сферы деятельности человека, без них немыслимо и образование. Все современные молодые люди, с самых ранних лет, дружат с компьютером. Учитывается ли этот аспект в процессе образования?

— Конечно, новые технологии пришли и в школу. Например, у нас в кабинетах информатики и аналогичном кабинете для младших классов установлено три интерактивных доски. Преподавание информатики начинается со 2-3 класса, в зависимости от программы обучения. При этом учителям зачастую приходится вприпрыжку бежать за своими продвинутыми учениками, поэтому так востребованы курсы компьютерной грамотности в ИТМО. Современные дети — они совершенно особенные, с техникой общаются исключительно на «ты» и всегда готовы помочь учителям, если возникают какие-то неполадки.

О болезнях века

— Еще одна проблема, характерная для последних десятилетий - наркомания, которая за-трагивает и школьников. Помню, я как- то обратился к восьмиклассникам с просьбой написать сочинение на тему "Если бы директором школы был я...", и больше половины сочинений было посвящено именно этой проблеме...

Увеличить

Мечтаю о школьном бассейне!

— Это очень сложная тема. Здесь главное — не оттолкнуть ребенка, не настроить его против себя, не потерять его доверие. А если организовать, например, общую обязательную проверку на наркотики, то среди детей не будет высокого уровня эмоционального напряжения, все будут знать: так принято. В любом случае информация о результатах теста не выйдет за рамки конкретной семьи.

Мы сотрудничаем в плане консультаций с опытным специалистом, директором клуба волонтерского движения «Ровесник-Ровеснику» Еленой Желтовой. Я не представляла раньше, что с детьми можно говорить так деликатно и доброжелательно на столь щекотливую тему. К тому же надо быть высококлассным профессионалом, чтобы не вызвать у ребенка желания попробовать наркотик. И у Елены Желтовой это получилось мастерски.

А как в школе обеспечивается безопасность учеников?

— У нас есть вахта, дежурят учителя. Очень хотелось бы установить видеонаблюдение, но это станет возможным, если мы попадем в городскую адресную программу. Но вообще этот вопрос для нас очень актуален.

Удивительное дело — при большом количестве проблем наш разговор все-таки заканчивается на позитивной ноте и оставляет после себя светлое чувство. Наверное, это потому, что мне довелось пообщаться с неравнодушным человеком, который не опускает руки, а стремится сделать этот мир хоть немного лучше. У меня нет сомнений, что выпускниками этой школы могут быть только ребята такие же добрые и неравнодушные, как и их преподаватели.

газета «Ананов-ТАСС»
№ 4 (397), сентябрь 2011 г.

 

Версия для слабовидящих
Объявления

Наша кнопка:

© К. Поляков 2008-2024