ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич |
|
Я никогда не думал, что буду работать учителем. Так сложилось: будучи студентом,
начал вести кружок программирования, потом пришел работать учителем в свою школу,
которую когда-то закончил, и из которой до сих пор не могу уйти. Что-то притягивает
здесь, возможно гены (моя бабушка была учителем математики), а возможно то,
что многих своих учителей я вспоминаю с чувством благодарности и восхищения.
Работая в школе, постоянно отвечаешь себе на вопрос, вправе ли ты взять на себя
эту ответственность — учить чужих детей? Что новое ты можешь внести и нужно ли
это? Что останется, если отбросить весь пафос, все умные слова про методику, дидактику
и прочие абсолютно не нужные детям побочные продукты производства, служащие для
самоутверждения учителей и методистов?
Что раздражало меня самого во время учебы в школе? Наверное, на первом месте в этом
списке — зубрежка. Для кого-то она — единственный шанс на выживание, ибо по сей
день за зазубривание ставят отличные отметки и считают умным много знающего человека.
Такая система воспитывает людей, чьи мыслительные и творческие способности атрофируются
за ненадобностью.
Как уйти от зубрежки? К. Гельвеций говорил, что «знание некоторых принципов легко
возмещает незнание некоторых фактов». Если задуматься, скорее всего, выяснится, что
знать надо не так уж много. При этом школа должна научить детей самостоятельно мыслить
и самостоятельно расширять свои знания, что позволит им находить решение в тех ситуациях,
которые в школе «не проходили».
Для развития самостоятельности надо делать обучение активным. Задания должны быть
дифференцированными, чтобы ребенок мог выбрать то, что соответствует его уровню.
Школа не может сделать учеников умнее, но может раскрыть способности, вывести каждого
индивидуально на свой «потолок». Сверхзадача — стимулировать самостоятельную
работу так, чтобы можно было отойти от оценочной системы.
Известно, что восприятие предмета почти всегда определяется отношением к учителю,
для которого изложенные выше идеи создают дополнительные сложности. Он должен обладать
таким «запасом» знаний и уважения к ученику, чтобы не бояться сказать
«я этого не знаю, но можешь посмотреть там-то». Он должен творчески
подходить к своему делу, иначе незачем работать. Школу нельзя рассматривать только как
источник получения прожиточного минимума. Когда твоя работа становится неинтересной
тебе или твоим ученикам, надо уходить. Похоже, что для меня такое время пока не наступило.
К.Ю. ПОЛЯКОВ
опубликовано в сборнике эссе победителей конкурса
педагогического мастерства Центрального
района, 2004 г.
Официально
Выпускник 163-ей школы 1985 года. Закончил Санкт-Петербургский государственный
морской технический университет (бывший Кораблестроительный институт) по специальности
«Автоматизация теплоэнергетических процессов».
Учитель высшей категории, педагогический стаж 19 лет.
С 1991 года работает в 163-ей школе.
Победитель конкурса педагогического мастерства
среди учителей Центрального района (2004). Лауреат премии «Лучший учитель
Санкт-Петербурга» (2008). Награжден почетным знаком «Почетный работник
общего образования» (2009).
Доктор технических наук,
специалист в области теории автоматического управления. По совместительству
работает профессором кафедры судовой автоматики и измерений СПбГМТУ.
Персональный сайт —
kpolyakov.spb.ru.
|