Размер шрифта Уменьшить размер шрифта Увеличить размер шрифта    Цвета сайта Чёрно-белая палитра Инвертированная палитра Специальная палитра    Изображения Цветные изображения Чёрно-белые изображения Отключить изображения    Обычная версия
На главную страницуОфициальный сайт ГБОУ  
На главную страницу Санкт-Петербург  
 о школе 
 Сведения об ОО 
 учеба 
 жизнь 
 персоналии 
 история 
 учителям 
191015 Санкт-Петербург
ул Кирочная, д. 54
тел. (812) 275-21-24
 school163@mail.ru

1918-1941: ученики

Воспоминания К.К. Литовченко

Она любила страну древних пирамид

Фамилию преподавателя истории мы, видимо, даже не знали. Зато нам хорошо было известно укоренившееся в школе ее прозвище: «МУМИЯ».

И, действительно, слегка согнутая фигура Елены Ивановны [Ивáновой], всегда в строгом темном платье, вызывала ощущение «бестелесности», аскетически худые руки и лицо имели непонятно желтовато-коричневый оттенок кожи, у гладко причесанных иссиня-черных волос отсутствовал естественный блеск, глубоко запавшие маленькие черные глазки пребывали в какой-то неподвижности, явно выраженные скулы и рисунок рта очень напоминали изображения женщин Древнего Востока.

Но определяющим странное прозвище была не только внешность. Определяющим была ее преданная любовь к одной странице Истории:

«...Близ медлительного Нила,
    Там, где озеро Мерида,
    В царстве пламенного Ра...»

Каждый педагог в своем предмете преподавания имеет любимую, выношенную, так сказать, тему — это, наверное, неизбежно.

И вот, вспоминая уроки истории в школе, перед моими глазами встает наша исхудавшая «Мумия», вдохновенно рассказывающая нам о древнем загадочном мире, где каждый египтянин поклоняется злым и добрым богам, одинаково великим, перед которыми и фараон, и его жена и жрецы бессильны... И каждый египтянин знает, что у него есть душа и Ка, а в загробной жизни душа будет во власти могущественных богов, а его Ка останется на земле, и потому возле мумии будут оставлены в сосудах и вино и зерна, а если есть, и умерщвленные рабы, для безбедного второго существования.

Все это будило фантазию и было для нас сказочно интересно!

Елена Ивановна была, видимо, незлобивым и доверчивым человеком. А мы это быстро распознавали!

Помню, как-то перед уроком Истории пронесся слух, что будет повальный опрос. ЧП! — мальчишки быстро сориентировались: вошла наша «Мумия»... в тёмный класс. Дело было зимой, за окном тоже темень. На ее вопрос, в чем дело? Последовал бодрый ответ: «А у нас в классе не горит электричество!»

Елене Ивановне и в голову не пришло подойти к выключателю и проверить. Так в темноте и начался опрос. Каждый вызов производился при вспышке спички, каждая оценка в журнале опять сопровождалась зажиганием спички. Опрос был, во-первых, страшно замедлен, во-вторых, знающие материал в темноте пересаживались, и кто отвечал, конечно, преподавательнице было неведомо. А когда прозвенел спасительный звонок, и Елена Ивановна направилась к дверям — услужливо щелкнул выключатель, чтобы она в темноте не натолкнулась на парту. Вспыхнул свет!

Она не рассердилась, спросила только: «Почему же вы не доиграли до конца — дождались бы, пока я уйду?»

Ответ был: — «Мы же не хотели, чтобы Вы в темноте ушиблись!»

Помню и другие эпизоды, подтверждающие мое впечатление, что Елена Ивановна любила этих сорванцов, которые умели шалить, но любили и слушать ее, временами затаив дыхание!

Однако, кроме «Древнего мира», я мало что усвоила в школе из других разделов истории. Но это, наверное, уже моя вина, а отнюдь не преподавателя.

Зато как много раз, впоследствии, проходя «Историю искусств» в Вузе, мне приходилось возвращаться к истории Древнего мира неоднократно, я вспоминала Елену Ивановну, ее необычный облик и тихий голос, повествующий нам о таинственной стране лотосов, о неразгаданных полустёртых иероглифах, о саркофагах фараонов великой и самой древней цивилизации на материке по имени «АФРИКА», ее глубокую уверенность:

«...И простоит, близ озера Мерида,
    Века веков святая пирамида...»

 

ЛИТОВЧЕНКО Кира Константиновна,
выпускница 1941 года,
главный архитектор Ленпроекта

4 марта 1993 года

Воспоминания К.К. Литовченкоэ
Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

А бывают и такие учителя

В 8-м классе к нам пришел новый учитель рисования и черчения. Звали его Юрий Никитич Куренков.

Когда моя мама спросила, какого возраста новый преподаватель, я, с позиции своего юного восприятия, не задумываясь, ответила: «Он старый! Ему, наверное, лет 30!»

Наверное, ему было тогда около сорока лет. Как случайно я узнала позже, он пришел в нашу школу неохотно, по необходимости.

Уроки рисования проходили скучно.

Сейчас мне кажется, что Куренков чем-то внешне был похож на Вицына, но без тени комедийности.

С ним у меня сложились непростые отношения.

Однажды, после летних каникул, Юрий Никитич собрал нас и, выставив перед нами штук 10 холстов, предложил оценить его летние работы в Крыму. 10 холстов! И на каждом только одна волна. И ничего больше. И это был далеко не Айвазовский!

Мы смотрели на однообразные «глухие» холсты и молчали. Теперь я понимаю, что надо было, скрепя сердце, похвалить этот труд за целый летний отпуск. Hе всегда же бывают удачи. Ведь, в конце концов, он работал в меру своих способностей. А, самое главное, он-то был удовлетворен итогом и ждал от нас таких же «эмоций». А мы молчали.

Молчала и я. Дело в том, что в моей семье все рисовали. И с малых лет брат водил меня на выставки и в Русский музей, где он занимался копиями. Мои родители были членами «Общества поощрения художников», и дома у нас бывали хорошие живописцы. В то время я уже второй год училась в студии худ. Эберлинга с такими студентами Академии художеств как Слава Загонек, Боря Угаров, Юра Тулин (позже известными художниками). Как говорится, моя «искушенность» меня и погубила.

Не дождавшись общего одобрения своих картин, он обратился ко мне и сказал: «Ну а ты, что скажешь?» Лучше бы не спрашивал!

Я ответила: «Целое лето в Крыму — и одна такая волна?!»

Он обиженно собрал холсты и ушел. Я ответила непростительно самоуверенно и глупо. Но ведь я и была тогда просто глупая девчонка по сравнению с ним. Тогда я и не предполагала, какие будут последствия...

А в 10-м классе мы уже занялись черчением. Мне очень нравилось делать чертежи. Поэтому я их делала и Ирочке Кончаковской и всем, кто только попросит, с большим удовольствием! Но вот в чем штука: за выполненные мною со всей тщательностью чертежи Куренков всем ставил пятерки, а мне — 4!

Это превратилось в систему. Никто ничего не понимал. Я молчала.

Когда мы кончали школу, Юрий Никитич сказал мне: «Ты должна попытаться поступить в Академию Художеств!»

Но в моем дорогом Золотом аттестате единственная ЧЕТВЕРКА была выведена недрогнувшей рукой Куренкова — ЗА РИСОВАНИЕ!

Тем не менее, я поступила в Академию Художеств. Ю.Н. Куренков пережил войну, меня свела судьба с его невесткой, думаю, она ему сказала, что я закончила Академию. Но она могла передать ему только привет от меня, т.к. не знала всей этой истории.

Много лет спустя, когда мне пришлось преподавать, больше всего я опасалась быть мстительной.

 

ЛИТОВЧЕНКО Кира Константиновна,
выпускница 1941 года,
главный архитектор Ленпроекта

4 марта 1993 года

 

Версия для слабовидящих
Объявления

Наша кнопка:

© К. Поляков 2008-2024