В преддверии профессионального праздника Дня учителя журналист газеты взяла интервью у директора
школы № 163 Центрального района, депутата Муниципального Совета МО Смольнинское Лидии Викторовны Антоновой.
Средняя общеобразовательная школа № 163 Центрального района Санкт-Петербурга (ул. Кирочная,
д. 54) — одно из старейших учебных заведений Петербурга. В 2017 учебном году
она отметила свой юбилей: 220 лет со дня основания (в 1797 г.) Мариинского института как
первоосновы и 180 лет со дня начала работы Мариинского института в стенах здания современной школы.
— Лидия Викторовна, каким Вы видите сегодняшнее образование?
— Образование сегодня предоставляет возможности ребенку обнаружить свои таланты и
развить их. Все, что мы делаем в школе, направлено на то, чтобы человек мог понять свои
способности и найти себя в этой жизни, и еще очень важно, чтобы дети были мотивированы в
открытии нового знания, в познании мира, стремились преобразовывать его к лучшему... Мир
меняется очень быстро, и надо уметь учиться всю жизнь.
— В век интернета ответ на любой вопрос можно получить нажатием пары кнопок,
как при этом не утратить интереса к учебе?
— Получение информации и учеба — это разные категории. Учеба предполагает
превращение информации в знания, и при этом все процессы учебной деятельности формируют
метапредметные умения обучающихся, если они протекают в активной самостоятельной деятельности
школьников. В школьные годы формируется система ценностей, поэтому получение любой информации
необходимо воспринимать критически. И обязательно соотносить все, что поступает извне, со
своей системой ценностей, а это возможно только при организации делового общения в
обучающих диалогах. Поэтому— то наши учителя активно учатся сами, овладевая
инновационными образовательными технологиями и информационными в частности.
— Как Ваша школа взаимодействует с родителями учеников ?
— Я всегда открыта для общения с родителями. За 7 лет работы в должности директора
нам удалось построить доверительные отношения с родителями учеников, создать некое содружество
по детской безопасности. Наши родители знают точно, что дети для наших педагогов —
главная ценность. У нас был удачный опыт работы «Родительского университета». Это переросло
в «Научное общество родителей, учеников и учителей». Постепенно родители вовлекаются в жизнь
школы все больше, сегодня у них даже появилась возможность стать
руководителями проектов, над которыми работают их дети. Защита проекта засчитывается
ученикам 7, 8 и 10 классов как экзамен.
— Как происходит выбор темы?
— Весь сентябрь дети выбирают себе тему, которой бы им хотелось заниматься. В выборе
тем ограничений нет, этим мы способствуем раскрытию талантов и способностей самого ребенка.
Кто— то выбирает тему по предмету, кто— то проводит междисциплинарные исследования,
кто— то выбирает темы по истории школы и т.д. Круг тем многообразен. Так выпускник
прошлого года, Даниил Выскубов, исследовал качество сметаны. Эффект был потрясающим! На
научно— практическую конференцию (они проходят в конце апреля) были приглашены наши
выпускники: Ефимова (Лапшова) Тамара Борисовна, директор физико— математического
239 лицея с 1982 по 2009 г.г., заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ
за заслуги в области образования одаренных школьников; Ткалич Вера Леонидовна, д.т.н.,
профессор ИТМО; Коваленко Тарас Викторович, к.т.н., доцент кафедры промышленного
транспорта СПбГЛТУ; Поляков Константин Юрьевич, д.т.н., профессор СПбГМТУ,
учитель информатики 163 школы, руководитель авторского коллектива по разработке учебников
информатики; кандидаты наук учителя 163-й школы Казачкова Татьяна Борисовна,
Буранов Эркин Мамаражабович, Груздева Ольга Станиславовна, Баранов Александр Сергеевич.
Когда работа с проектами только начиналась, мы сами не ожидали такого результата, а
теперь разные ВУЗы приглашают школьников к себе на защиту проектов. В 2017 году
на «Международной неделе познания мозга» на кафедре физиологи СПбГУ ученица
10 класса Ксения Иванова получила 1-е место; на межрегиональном конкурсе имени В.Я. Курбатова
«Химия: наука и искусство», в Техническом Университете ученики 7 класса Антонина Кузнецова и
Алина Иванова заняли 2-е место. И дело не только в победе — у ребят появляются новые возможности!
— А как Ваша школа взаимодействует с дошкольными образовательными учреждениями ?
— Дошкольники участвовали в серии наших проектов: ученики придумывали и проводили
с ними разные занятия, вели наблюдения, отслеживали статистику поступления в первые классы.
Традиционно мы проводим «Дни дошкольника». В будние дни дети приходят к нам с воспитателями
из детских садов, по субботам — с родителями. Для них мы организуем игру по станциям,
знакомим их в игровой форме с разными науками — физикой, химией, биологией. Будущие
первоклассники в школьных лабораториях под руководством учащихся школы сами проводят опыты и ставят эксперименты.
— Трудно ли адаптировать информацию для дошкольников?
— У нас уже отработана система. Курируют это направление завучи школы Коцан Елена Олеговна,
Рощина Наталья Андреевна, методист школы — Казачкова Татьяна Борисовна. Они знают,
как подать материал в доступной форме. Приглашаем дошколят и их родителей на эти интересные встречи.
21 октября, в субботу, в 12.30 пройдет уже традиционное для школы шоу «Минута славы» в школьном
театре «На Кирочной» с участием и школьников, и дошколят. Полная информация — на сайте школы.
Театр «На Кирочной», которому скоро исполнится три года, — это еще одна наша гордость.
Руководит театром Евгений Владимирович Кожара. Театральная труппа уже показала три спектакля,
которые были приняты всеми. Сегодня уже начались чтения новых двух сценариев, один из которых
будет интерактивным, т.е. включать в спектакль всех зрителей.
Кроме «Минуты славы» вся начальная и основная школы участвуют в «Музыкальном ринге», проявляя
свои знания в истории, культуре и искусстве своего города. Многое узнают ребята, работая с
заведующей Татьяной Владимировной Ильиной в музеях истории школы и боевой славы.
Некоторые классные руководители проводят родительские собрания вместе с детьми в залах
нашего театра, что позволяет всем быть активными, инициативными и творческими.
— Учиться в Вашей школе интересно, а насколько это трудно? Сегодня некоторые родители
жалуются на сложную программу и, как следствие, растущую неуспеваемость в школах, необходимость нанимать репетиторов.
— Возможно, я чего-то не знаю, но у нас дети учатся сами, мы создаем для этого все
условия. Очень важна система. Если ученик посещает уроки, выполняет задания, подходит к
учителю, когда чего-то не понял или пропустил по болезни — тогда учиться легко,
с программой справиться нетрудно. Для тех, кто хочет узнать предмет более глубоко —
есть кружки и факультативы, у нас в школе кружков по разным направлениям больше двадцати, и
все бесплатные. У нас даже английским языком дети могут заниматься бесплатно.
Есть у нас в школе такая традиция: если у ученика обнаруживается талант, его прикрепляют
к учителю, который его «взращивает» и курирует. Сначала педагоги Луиза Викентьевна Ткалич
и Елена Павловна Реброва просто подтягивали отстающих учащихся по английскому языку,
с присущим им тактом поддерживая интерес к учебе, ни у кого не отбив желания учиться.
Постепенно это начинание выросло в «Английский клуб», кроме неуспевающих стали приходить
и те, кто хочет получить более глубокие знания по языку, и сейчас в клубе уже 60 человек!
Маргарита Августовна Светлова
Легче учиться, когда чередуются умственные и физические нагрузки. Для этого организованы
«спортивные переменки» в начальной школе, а ребята постарше с этого года могут на переменах
изучать основы брейк— данса.
Разнообразие спортивных залов, огромный школьный стадион позволяют ребятам всех возрастов
поддерживать прекрасную физическую форму.
Наша школа славится спортивными достижениями на уровне района и города уже несколько
десятилетий. Благодарим учителей физической культуры — Бякова Евгения Александровича,
Грудину Светлану Владимировну, Степанова Сергея Григорьевича.
— В Вашей школе много преподавателей с большим стажем?
— Первого сентября в 163 школе отметили юбилей. Пятьдесят лет в стенах родной школы
трудится Маргарита Августовна Светлова. В 1949 году
она пришла в неё первоклассницей. Закончив школу, затем Педагогический институт, Маргарита
Августовна начала работать учителем начальных классов. С первого сентября 1967 года трудится
в 163-й школе. Была учителем начальной
школы, преподавала русский язык и литературу, была организатором внеклассной работы, завучем,
сейчас является воспитателем группы продлённого дня. Маргарита Августовна —
чуткий и отзывчивый человек, добрый и требовательный педагог, умеющий найти подход
к любому школьнику, любимая учительница нескольких поколений учеников. Всегда готова
поделиться накопленным опытом с молодыми коллегами и помочь советом. Полна оптимизма и любви к детям!
Теперь уже ее бывшие ученики трудятся в родной школе не одно десятилетие: Аристова Елена Вадимовна,
Волкова Светлана Ивановна, Поляков Константин Юрьевич, Баранов Александр Сергеевич.
М.А. Светлова — третья слева в нижнем ряду.
Поздравляем Ларису Владимировну Махомето, которая отметила 50— летие педагогической деятельности в этом году.
В школе существует традиция награждать памятным знаком «За верность школе 163» (хрустальным
колокольчиком) сотрудников, проработавших в учреждении 25 лет и более. Вписали свое имя в
историю школы: Луиза Викентьевна Ткалич, Маргарита Августовна Светлова, Наталья Андреевна Рощина,
Вера Леонидовна Тузова, Наталья Ириковна Раковская, Светлана Владимировна Пушкина,
Светлана Ивановна Волкова, Елена Вадимовна Аристова,
Ольга Васильевна Федотова, Лидия Васильевна Блинцова, Мария Александровна Козадаева,
Елена Ивановна Бондаренко, Евгений Александрович Бяков, Татьяна Васильевна Борисова,
Константин Юрьевич Поляков.
Ценно то, что теперь у нас появились и молодые коллеги. Будем вместе претворять в жизнь
Программу развития «Школа ЛИК» (Школа личных инициатив каждого).
— Лидия Викторовна, чего не хватает Вашей школе?
— Выхода на мировой уровень! Но сначала надо сделать хороший ремонт (улыбается).
А если серьезно, то, конечно, мы еще в начале пути всех наших замыслов. Опыт показал,
что иногда желания опережают наши возможности, которые носят не только субъективный,
но и объективный характер. К многому из задуманного мы возвращаемся через год или два,
и тогда все получается. Так, в преддверии дня учителя хочется пожелать всем нам реализации личных и общих идей!