Н.А. Шабанова со своими учениками
Детский сад выглядел как детский сад — за крохотными столиками сидели розовощекие малыши,
вокруг сновали воспитательницы и нянечки в белых халатах.
Но стоило открыть одну из дверей — и детский сад кончился. Началась школа. Я попала в
самый настоящий класс с школьными столами, доской и мелом. И ученики в школьной форме по виду
мало чем отличались от первоклассников.
- Что вы, между ними разница огромная! — говорит учительница 163-й школы
Н.А. Шабанова, которая ведет в этом году нулевой класс.
Когда прошлой зимой она, опытная уже учительница, узнала, что ей предстоит вести
«нулевичков», потеряла покой. Прочитала о шестилетках все, что только нашла.
Накупила игрушек, выписала из книги игры, загадки, сказки. Весь отпуск на это потратила.
— Мне Незнайка сейчас сказал, что надо скорей в колокольчик звонить и урок начинать,,
— подошла к нам маленькая Валя.
Наталья Александровна улыбнулась. Это уже хоть и крошечная, но победа. Оказывается,
в первые дни Валя, как, впрочем, и некоторые другие малыши, и слышать об уроках
не хотела. А теперь вот сама ждет звонка...
Все буквы у Натальи Александровны живут в домиках за окнами с закрытыми ставнями.
Как только она раскрывает ставни, новая буква становится для малышей «своей»,
знакомой. Пока открыты лишь два окошка. Только две буквы знают нулевички
«А» и «О». И вот сегодня им откроется третья. Какая же?
— Буква живет в том же домике, где А и О, — говорит Наталья Александровна.
— Значит, кто должен постучаться к ней в окошко?
— Аз! Аз! — хором кричат малыши.
Оказывается, Наталья Александровна приносит на уроки двух, гномиков.
Один царствует над гласными буквами, и зовут его Аз, другой, Буки, управляет согласными.
И вот красный гномик стучится в закрытые ставни Окошко открывается...
— «И»! Это буква «И»! — отчетливо говорит Наталья Александровна.
— И! И-и-и!!! — в восторге повторяют малыши.
Но вот малыши замолкают. Оказывается, шестилетки могут продуктивно работать лишь 8-9 минут,
потом их активность снижается, внимание ослабевает. Необходим отдых.
— Все встаем! — командует Наталья Александровна. — Начинаем физкультминутку.
Физкультминутка бывает у шестилеток трижды за урок. Если ребенку семь, то, хоть игра для
него и очень важна, он может воспринимать объяснение учительницы и без игрушек и сказок.
Шестилетки совсем другие. Они всегда заметят, например, что на уроке почему-то нет
Незнайки, давно не появлялся Петрушка или Карандаш. И если учитель вдруг прекратит игру,
то его слова могут просто не дойти до малышей.
Между тем урок подходил к концу. Наталья Александровна ходила по рядам и ставила в тетрадки
малышей печатки с изображением Карлсона. У шестилеток ведь нет оценок. А Карлсон, в
переводе на обычный школьный язык, — это пятерка. Сегодня Карлсон прилетел почти к каждому.
Наталья Александровна устала. Только сейчас я заметила, какого напряжения стоил ей этот веселый,
блестящий и внешне легкий урок, и смогла оценить мастерство учительницы. И подумалось,
что в руках таких учителей, как она, обучение шестилеток в рамках реформы школы обязательно
принесет нужные плоды..
Н. ОДИНЦОВА
газета «Ленинградская правда», октябрь 1985 г.
|