Какой институт был в нашем городе первым? Ответ звучит неожиданно: Мариинский женский.
Дело в том, что учебные заведения в России стали называть французским словом «институт» лишь в
начале XIX века, а до этого оно использовалось только в юриспруденции. Учебные заведения
именовались иначе: например, возникший в 1764 году Смольный институт — Воспитательное
общество благородных девиц, старейший Горный институт — Горное училище.
Официально в 1800 году «Мариинским для сирот институтом» стало
называться небольшое училище, открытое тремя годами раньше для сорока
бедных сирот мещанского сословия — дочерей купцов и ремесленников.
Оно готовило воспитанниц «к педагогической деятельности или к рукоделию
и хозяйству, столь необходимому в семейной жизни», в течение 4-8 лет,
в зависимости от успехов. Программа была довольно широкой: кроме общеобразовательных
предметов «мариинки» изучали немецкий и французский язык и литературу,
рисование, пение, рукоделие и поварское искусство. Подобно другим женским учебным
заведениям той поры, институт был закрытым — воспитанницы покидали
его стены дважды в год, на летние и рождественские каникулы, а первые десятилетия не дозволялось и этого.
Вначале Мариинский институт находился вместе с Повивальным институтом в доме графини Зубовой у
Калинкина
моста, а в 1814 году его перевели а дом у
Львиного мостика
на Екатерининском канале.
Так как а 1820-х годах здесь училось уже больше ста воспитанниц и помещение сильно
пострадало при наводнении 1824 года, встал вопрос
о постройке нового здания. В конце января 1835 года были отпущены средства,
недалеко от Смольного приобретен большой участок, и велено «вменить архитектору
Штакеншнейдеру
в непременную обязанность скорейшее изготовление плана, фасада и сметы новому зданию».
Андрей Иванович Штакеншнейдер, знаток архитектурных
стилей, был одним из самых
талантливых архитекторов середины прошлого века и прославился возведением величественных
городских и пригородных дворцов: Мариинского на
Исаакиевской площади, дворца
Белосельских-Белозерских
у Аничкова моста,
Николаевского на
нынешней
площади Труда, Бельведера в Петергофе. Мариинский институт на Кирочной
(ынне ул. Салтыкова-Щедрина, 54) — одна из ранних и малоизученных его работ.
В апреле 1835 года проект Штакеншнейдера был утвержден, и начались работы, за которыми
следила строительная комиссия министерства финансов. Сумма, отпущенная на строительство,
была невелика, и министр финансов граф Канкрин распорядился использовать при постройке
«все те материалы без исключения, кои остаются без особого назначения от
собора всех учебных заведений» (то есть Смольного собора;
внутренняя отделка которого в это время заканчивалась).
Трехэтажному на высоких подвалах зданию, добротному и скромному, архитектор придал
монументальность, лаконично использовав детали отделки, характерные для русского
позднего классицизма. Позади здания придворный садовник Альберт «без всякой платы трудился»
над устройством обширного сада для прогулок. Летом 1837-го институт переехал в новое здание,
которое, как позже вспоминала одна из воспитанниц, «показалось нам дворцом».
К середине прошлого века Мариинский институт, воспитанницы которого получали диплом
домашних учительниц и право содержать пансионат, не уступал по программе привилегированному
Смольному. Его инспектором был академик Иоганн Брандт,
организатор Зоологического музея, на
выпускные экзамены непременно приезжал ректор университета Петр Плетнев, а
в
«Комитете для обозрения дел Мариинского института» подвизался Владимир Одоевский.
Многочисленны и разнообразны были занятия Одоевского — писателя, музыканта,
критика, помощника директора Публичной библиотеки,
заведующего Румянцевским музеем...
Многие считали его чудаком, о благотворительной деятельности князя иронически отзывался
Некрасов
в стихотворении «Филантроп»,
острословы язвили: «великий человек на малые дела».
Одоевский же отнюдь не считал малые дела — ненужными.
Важно не то, полагал он, какое дело ты делаешь, большое или малое, а то, как ты его делаешь — хорошо или плохо.
В Мариинском институте Одоевский старался на практике осуществить то, чему посвящал свои педагогические статьи —
широкое, энциклопедическое образование и соединение науки с жизнью. Даже его жена Ольга Степановна, когда приезжала в
институт, целый день проводила на кухне, обучая воспитанниц кулинарии. По требованию князя преподаватель Швиттау
должен был «практически показывать, как приготовляют разные продукты из молока, квасу, уксусу и пр.».
В эти годы Одоевский был увлечен химией, что принимало порой анекдотическую форму. По словам писателя
Соллогуба,
он подавал приятелям к обеду «химические соусы, до того отвратительные, что даже теперь, сорок
лет спустя, у меня скребет на сердце при одном воспоминании о
них». Пришлось их, видимо, попробовать и воспитанницам института.
В разное время в институте преподавали известные педагоги: профессор истории русской литературы
Орест
Миллер; зоолог Карл
Сент-Илер;
один из лучших педагогов-словесников Владимир Стоюнин; член
»Земли и воли»,
редактор журнала «Дело» Григорий
Благосветлов. А когда учебную часть возглавил известный педагог Лев Модзалевский,
автор популярных «Очерков истории воспитания и обучения», возникла мысль об открытии педагогических курсов.
К началу XX века институт стал крупным специализированным учебным заведением с педагогическими курсами,
где училось больше двухсот воспитанниц. Когда в 1904-1905 годах архитектор Иван Коковцев
снова расширил
здание пристройкой слева, разместив в ней столовую и музыкальные классы, для покрытия
расходов дирекция решила застроить доходными домами часть огромного сада.
Некоторые старые деревья вырубили, по саду проложили узкий Мариинский проезд, а в 1904-1905 годах
академик Александр Красовский построил два многоэтажных дома: один —
на углу Кирочной и
Таврической, другой — вдоль переулка, фасадом на Кавалергардскую (ныне ул. Красной Конницы).
В стене этого дома, обращенной в сад института (сейчас здесь школьный стадион
стадион), окна были сделаны «с ребристыми стеклами, чтобы не было возможности смотреть
через эти окна ни в институтский сад, ни обратно».
Старинное здание Мариинского института, надстроенное после войны этажом, дошло до наших дней почти
таким, каким возвёл его полтора века назад Андрей Штакеншнейдер, и по-прежнему в нем учатся:
сейчас здесь средняя школа № 163 Смольнинского района.
Александр КОБАК, член общества охраны
памятников истории и культуры.
На фото Г. Высоцкого —
дом 54 по ул. Салтыкова-Щедрина.