О лете
Дорогие друзья!
Половина учебного года прошла. И я вам предлагаю поговорить о лете. О летнем отдыхе детей.
Что мы вообще понимаем под словом отдых?
Пусть дети отдохнут — говорят родители. И для многих это означает, что ребенок будет спать до обеда,
потом — в лучшем случае до ночи бегать по улице. А ведь ещё можно смотреть телевизор и играть в компьютер.
Представьте, что происходит с такими детьми летом. Они забывают все. Отвыкают от школьного режима. Отвыкают думать, затрачивать свои усилия.
И тогда новый учебный год — это стресс.
А ведь есть возможность получить удовольствие летом и быть успешным в новом учебном году.
Полезно рассматривать каждые каникулы как специальное время для развития — ведь в каникулы времени куда-нибудь сходить
и что-нибудь посмотреть значительно больше, чем во время учебного года. Многие скажут — у нас нет возможностей отправить
ребенка в другие места, или в лагерь. Но у нас есть наш замечательный город. Можно представить себя туристами в родном городе. В других
городах мы изучаем историю, внимательно приглядываемся к архитектуре. Посещаем достопримечательности. Посмотрите на наш город —
он уникальный. Здесь каждый дом — как дворец, как музей. Составьте себе программу — сколько линий для
изучения можно обозначить! Музеи почвоведения, артиллерийский, железнодорожного транспорта, музыкальных инструментов, ... —
на любой вкус!
Тогда в новом учебном году материал будет зримым, прочувствованным.
А ещё летом обязательно нужно читать. И хорошо бы писать хоть понемногу каждый день. Тогда забывания не происходит!
Существуют даже специальные тетради с задачами и упражнениями.
Когда мы на собрании обсуждали, что делать ребенку летом, родители придумали подготовить для детей необычный —
веселый и занимательный подарок на окончание года — летнюю тетрадь «Весёлые каникулы светлячков».
Нам хотелось, чтобы дети не просто не забыли учебный материал, но чтобы они развивались, работая с тетрадочкой.
Мы думали том, что ребенку полезно
- узнавать новое
- думать об окружающих...
- ... и о себе
- радоваться
- запоминать, что интересного было за день
Мы выяснили, какие школьные занятия привлекают детей, и чем они увлекаются. Оказалось, что первоклассники любят решать
примеры, писать слова, читать книжки, узнавать новое, мастерить из разных материалов, увлекаются спортом и музыкой,
интересуются кораблями и самолётами, путешествиями и игрушками, космосом и роботами, растениями и животными.
Все детские увлечения было решено использовать. Так в летней тетради появились периоды: «До свиданья, школа!»,
«Здравствуй, лето!», «Личный», «Походный», «Сказочный»,
«Водный», «Лесной», «Звериный», «Птичий», «Рыбный»,
«Любопытный», «Игрушечный», «До свидания, лето!», «Здравствуй, школа!».
Мы опирались на увлечения ребят класса, а также на такие детские особенности, как стремление к радости и к творчеству.
Поэтому включили в тетрадь весёлые стихи, штриховку, ребусы, кроссворды, интересные примеры с буквами или раскраской
рисунка разными цветами, решение и составление задач и примеров, интересные короткие тексты по теме периода, пословицы
и поговорки, задания на исправление ошибок, составление слов из букв и слогов, уравнения, рисование по точкам, лабиринты,
загадки. В первой тетради было использовано 84 вида заданий, а всего в тетрадь вошло более 520 заданий.
Мы решили, что каждый тематический период должен состоять из шести страничек с заданиями по теме периода и одной —
из штриховки или творческого проекта. Кроме того, каждая страница имеет «подвальчик» для ежедневной записи
замечательных событий, которые произошли за день. Для того, чтобы не забыть и рассказать об этом своим друзьям при встрече осенью.
Все ребята летом работали в своем темпе, выполняя те задания, которые им нравятся. А результаты были самые замечательные.
Все дети с первого же учебного дня включились в учебно-воспитательный процесс, нам не пришлось вспоминать, как пишутся
буквы и какие качества отличают настоящего школьника. Поэтому и узнать смогли в учебном году больше, и добрых и полезных дел больше провели.
Таких тетрадочек мы со взрослыми создали четыре — для каждого лета. Мы — взрослые получили большое
удовольствие, создавая тетради, и многому научились: подбирать материал и придумывать ребусы, кроссворды, задания
по теме, учитывать возрастные особенности детей. И, конечно, все были очень горды, когда наши тетрадочки напечатали
в издательстве «Каро». Теперь по ним учатся не только дети нашей школы, но и ребята всего северо-западного региона.
Начиная со второй тетради в создании «Веселых каникул светлячков» участвовали ребята — им
было интересно самим придумать задания для друзей. Ну а в четвертом классе ребята сами создали тетрадь для будущих
школьников и назвали её «Светлячки готовят к школе».
Только это уже совсем другая история. См. сайт В.Л. Тузовой.
|